Звёзды.ru
Музыка
Добавить в закладки

Георг Фридрих Гендель

Heorh Handel

04.03.16 / 20:05
Георг Фридрих Гендель
 (George Frideric Händel, 1685–1759)
— немецкий композитор. Обнаружил
в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности, в т. ч. дар импровизатора.
С 9-летнего возраста брал уроки композиции
и игры
на органе
у Ф. В. Цахау
в Галле,
с 12 лет писал церковные кантаты
и органные пьесы.
В 1702 изучал юриспруденцию
в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора.
С 1703 Гендель

2-й скрипач, затем клавесинист
и композитор Гамбургской оперы.
В Гамбурге был написан ряд сочинений, в т. ч. опера «Альмира, королева Кастильская»
(1705).
В 1706–10 совершенствовался
в Италии, где выступал как виртуоз
на клавесине
и органе (предположительно состязался
с Д. Скарлатти). Широкую известность Генделю принесла постановка оперы «Агриппина»
(1709, Венеция).
В 1710–16 придворный капельмейстер
в Ганновере,
с 1712 жил преимущественно
в Лондоне
(в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо»
(1711, Лондон) закрепил
за Генделем славу одного
из крупнейших оперных композиторов Европы.
Он участвовал
в оперных предприятиях
(т. н. академиях), ставил свои оперы,
а также произведения других композиторов; особенно успешной для Генделя была работа
в «Королевской академии музыки»
в Лондоне. Гендель создавал
по несколько опер
в год. Независимый характер композитора осложнял его отношения
с определёнными кругами аристократии, кроме того, жанр
оперы-сериа,
в котором Гендель работал, был чужд английской буржуазно-демократической публике
(об этом свидетельствовала постановка
в 1728 сатирической «Оперы нищего» Дж. Гея
и И. К. Пепуша, направленной против антинациональной придворной оперы).
В 1730-е гг. композитор ищет новые пути
в музыкальном театре
— усиливает роль хора
и балета
в операх («Ариодант», «Альчина», обе
— 1735).
В 1737 Гендель тяжело заболел (паралич).
По выздоровлении возвратился
к творческой
и организаторской деятельности. После провала оперы «Дейдамия»
(1741) Гендель отказался
от сочинения
и постановки опер. Центром его творчества стала оратория, которой
он посвятил последнее десятилетие активной творческой работы. Среди популярнейших сочинений Генделя
— оратории «Израиль
в Египте» (1739), «Мессия»
(1742), которая после успешной премьеры
в Дублине встретила резкую критику духовенства. Успеху поздних ораторий,
в т. ч. «Иуды Маккавея»
(1747), способствовало участие Генделя
в борьбе против попытки реставрации династии Стюартов. Песня «Гимн добровольцев», призывавшая
к борьбе
с нашествием армии Стюартов, способствовала признанию Генделя как английского композитора.
Во время работы над последней ораторией «Иевфай»
(1752)
у Генделя резко ухудшилось зрение,
он ослеп; вместе
с тем
до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.

 

На материале библейских сказаний
и их преломления
в английской поэзии Гендель раскрыл картины народных бедствий
и страданий, величие борьбы народа против гнёта поработителей. Гендель явился создателем нового типа вокально-инструментальных произведений, которые сочетают
в себе масштабность (мощные хоры)
и строгую архитектоничность. Произведениям Генделя свойственны монументально-героический стиль, оптимистическое, жизнеутверждающее начало, объединяющее
в единое гармоническое целое героику, эпику, лирику, трагедийность, пасторальность. Впитав
и творчески переосмыслив влияние итальянской, французской, английской музыки, Гендель оставался
по истокам творчества
и образу мышления немецким музыкантом, формирование его эстетических взглядов проходило под воздействием И. Маттезона.
На оперное творчество Генделя оказала влияние музыкальная драматургия Р. Кайзера. Художник Просвещения, Гендель обобщил достижения музыкального барокко
и проложил пути
к музыкальному классицизму. Выдающийся драматург, Гендель стремился
к созданию музыкальной драмы
в рамках оперы
и оратории.
Не порывая окончательно
с канонами
оперы-сериа, путём контрастного сопоставления драматургических пластов Гендель добивался напряжённого развития действия. Наряду
с высокой героикой
в операх Генделя появляются комедийные, пародийно-сатирические элементы (опера «Дейдамия»
— один
из ранних образцов
т. н. dramma giocosa).
В оратории,
не связанной жёсткими жанровыми ограничениями, Гендель продолжил искания
в области музыкальной драмы,
в сюжетном
и композиционном планах, ориентируясь
на классическую французскую драматургию П. Корнеля
и Ж. Расина,
а также обобщил свои достижения
в области
оперы-сериа, кантаты, немецких пассионов, английских антемов, инструментального концертного стиля.
На протяжении всего творческого пути Гендель работал
и в инструментальных жанрах; наибольшее значение имеют его concerti grossi. Мотивная разработка, особенно
в оркестровых произведениях, гомофонно-гармонический стиль преобладают
у Генделя над полифоническим развитием материала, мелодика отличается протяжённостью, интонационной
и ритмической энергией, чёткостью рисунка. Творчество Генделя оказало значительное влияние
на Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И. Глинку. Оратории Генделя послужили образцами для реформаторских опер К. В. Глюка.
В различных странах основаны Генделевские общества.
В 1986
в Карлсруэ создана Международная Генделевская академия.

Сочинения: Оперы (свыше
40),
в т. ч. Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская (1705, Гамбург), Агриппина (1709, Венеция), Ринальдо (1711), Амадис (1715), Радамист (1720), Юлий Цезарь, Тамерлан (обе
— 1724), Роделинда (1725), Адмет (1727), Партенопа (1730),
Пор (1731), Аэций (1732), Роланд (1733), Арнодант, Альчина (обе
— 1735), Ксеркс (1738), Дейдамия (1741, все
— Лондон); оратории,
в т. ч. Триумф Времени
и Правды (1707;
3-я редакция 1757), Ацис
и Галатея
(3-я редакция 1732), Эсфирь (первоначальное название Аман
и Мордехай, 1720;
2-я редакция 1732), Гофолия (Аталия, 1733), Саул, Израиль
в Египте (обе
— 1739), L’Allegro,
il Penseroso
ed il moderato (1740), Мессия (1742), Самсон (1743), Иуда Маккавей (1747), Теодора (1750), Иевфай (1752); около 100 итальянских кантат
(1707-09,
1740-59); церковная музыка,
в т. ч. Утрехтский
Te Deum (1713), Деттингенский
Te Deum (1743), антемы, псалмы; для оркестра
— Concerti grossi (издано
6 концертов
в 1734,
12 в 1740); сюиты
— Музыка
на воде (1717), Музыка фейерверка (1749); органные концерты (издано
по 6
в 1738,
в 1740,
в 1761);
трио-сонаты; клавирные сюиты; вокальные дуэты
и терцеты; английские
и итальянские песни; немецкие арии; музыка
к спектаклям драматического театра и др.
 






 
 

Автор: Звезды.ру

Количество просмотров: 10 361
Добавить досье и галерею
Поделись с друзьями:
Похожие новости
Самое популярное за неделю