Братьям Уилсонам повезло с родителями - Мюррей и Одри Уилсон настаивали, чтобы дети занимались музыкой и спортом, но при этом избегали принуждения. Все три брата - Брайан, Деннис и Карл - великолепно плавали, отменно играли в бейсбол и целые дни проводили на берегу океана, занимаясь серфингом.
Музыкальным лидером всегда был и остается Брайан Уилсон - первую группу он организовал еще в школе, и кроме него и двух младших братьев, в нее входили кузен Майк Лав и приятель всех четверых Аллан (сокращенно Эл) Джардин. Группа под названиями The Pendletones, Kenny And The Cadets (роль «Кенни» обычно играл Брайан) и Carl And The Passions вскоре стала местной достопримечательностью, а когда Лав и Брайан Уилсон написали композицию «Surfin'», ею заинтересовались крупные радиостанции Калифорнии.
В декабре 1961 года композиция вышла синглом (на ныне распавшейся фирме Candix) - таким образом, это была первая продукция группы, которая к тому времени уже окончательно остановилась на названии The Beach Boys. Как и в большинстве ранних вещей группы, для «Surfin'» были характерны резкие - по стандартам того времени - гитарные аккорды а-ля Чак Берри и вокальные унисоны (автором и аранжировщиком которых по сей день является Брайан) в духе лучших поп-групп 50-х годов, таких, как The Four Freshmen.
Мюррей Уилсон, исполнявший функцию менеджера сыновей, сумел добиться контракта с фирмой Capitol, и потянулась вереница хитов The Beach Boys: «Surfin' Safari» (14-е место, 1962 год), «Surfin' U.S.A.» (3-е место, 1963 год) - эта вещь буквально, от ноты до ноты, списана с «Sweet Little Sixteen» Чака Берри, кумира музыкантов; «Surfer Girl» (7-е место, 1963 год). Все эти песни посвящены серфингу, и стиль The Beach Boys стали называть «surf music» или «серф-поп», хотя к тому времени энтузиастом этого спорта остался один лишь Деннис. Продюсером альбома «Surfer Girl» был Брайан, и первый опыт оказался весьма удачным: сложные вокальные гармонии и необычные гитарные созвучия привлекли к группе внимание и за пределами родной Калифорнии.
В течение следующих двух лет The Beach Boys сумели заложить фундамент будущего группы - композиции «I Get Around» (1-е место, 1964 год), «Fun, Fun, Fun» (5-е место, 1964 год) - эту песню Брайан и Лав написали в такси по дороге в аэропорт Солт Лейк-сити, - «Help Me Ronda» (1-е место, 1965 год), «California Girls» (3-е место, 1965 год), а также баллады «In My Room» (23-е место, 1963 год) и «Don't Worry, Baby» (24-е место, 1964 год) стабилизировали положение группы на стремительно развивающемся рынке шоу-бизнеса и укрепили репутацию музыкантов как мастеров аранжировки и сильнейших мелодистов.
Интенсивные гастроли стали причиной серьезного нервного срыва Брайана, и он решил на некоторое время отказаться от концертных выступлений. Он в одиночку заперся в студии и подготовил материал, который вошел в альбом «Pet Sounds», - в те годы пластинку не оценили по достоинству, хотя она во многом предвосхищала «битловский» «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» (читатели английского еженедельника «New Musical Express» в 1992 году назвали «Pet Sounds» «произведением эпохи», отодвинув The Beatles на второе место).
«Психоделический» период The Beach Boys увенчался синглом «Good Vibrations» (1-е место, 1966 год) - для записи этого шедевра потребовалось почти полгода, и обошлась она в 16000 долларов. К этому моменту становление и развитие «калифорнийского рока», изобретенного, по сути, The Beach Boys, завершилось. Адресованные американским подросткам песни Брайана Уилсона помогли государству вырастить и воспитать новое поколение, идеалам и ценностям которого можно только завидовать.
Неврозы Брайана усугублялись пристрастием к наркотикам - композитор, аранжировщик и сердце The Beach Boys становился все более и более неуправляемым. При записи альбома «Smile» он подружился с выдающимся исполнителем Ван Дайком Парксом, но студия, где они работали, вдруг загорелась среди бела дня, и в пожаре погибли почти все сведенные фонограммы диска. Те, что сохранились, в припадке ярости уничтожил сам Брайан. Несколько вещей все же удалось спасти, и «Heroes And Villians» вошла в альбом «Smiley Smile», а «Surf's Up» - в одноименный диск 1971 года.
Так закончилась эра безраздельного господства Брайана Уилсона как единственного продюсера группы. (С тех пор неоднократно возникали слухи, что дубликат «Smile» все же сохранился и The Beach Boys вот-вот выпустят этот окутанный тайной альбом, но, видимо, и в роке «Мертвые души» сгорают дотла и надеяться на их чудесное воскрешение не приходится.)
В продюсировании альбомов «Wild Honey», «Sunflower» и «Holland» принимали участие и другие члены группы, а также гитарист и вокалист Брюс Джонстон, который вошел в состав The Beach Boys в качестве подмены Брайана на концертных выступлениях группы (позже он появляется в составе эпизодически, выполняя, главным образом, функции продюсера). В 1968 году The Beach Boys выступали в Чехословакии, став, таким образом, первой западной группой, которая проникла за «железный занавес» (The Rolling Stones выступали в том же году в Польше, но несколькими месяцами позже, поэтому пальма первенства здесь принадлежит The Beach Boys).
По договору с Reprise Records группа основала свою фирму грамзаписи Brother Records, первой продукцией которой был альбом «Sunflower». Музыканты выпускают несколько подборок концертного материала, датированного началом 60-х, а, будучи в Амстердаме, записывают очень сильный альбом «Holland», одна композиция из которого вновь оказывается в хит-парадах («Sail On Sailor»).
Во второй половине семидесятых конфликт между Деннисом Уилсоном и Майком Лавом ставит группу на грань распада - The Beach Boys меняют фирму грамзаписи, а из менеджмента группы выходят братья Майка, Стэн и Стив Лавы. Первый альбом, выпущенный на фирме Caribou - «L. A. (Light Album)», - продюсировал Джонстон. В начале 1982 года, после периода относительного затишья The Beach Boys вновь возвращаются в таблицы популярности, на этот раз со своей версией композиции «Come Go With Me» (18-е место), которую пятнадцатью годами раньше написали Del-Vikings.
Сольная деятельность музыкантов, которая протекала «по совместительству», пришлась, в основном, на первую половину 70-х; сколь-нибудь заметных пластинок вне The Beach Boys никому из них записать не удалось. Начало восьмидесятых ознаменовалось новым всплеском интереса к музыке The Beach Boys, которая, отражая время, несколько изменилась: в инструментарии группы появились синтезаторы и меллотрон, выделился солирующий вокал, ужесточился саунд ритм-секции. Группа вновь начала пользоваться успехом - на этот раз у детей тех, для кого The Beach Boys играли в начале шестидесятых.
В канун Рождества 1984 года беззаветно преданный серфингу Деннис Уилсон не справился с волнами и утонул. Судьба группы вновь оказалась под вопросом. Однако, отдавая дань погибшему брату, Брайан лег в клинику, где прошел курс лечения от алкоголизма, и в конце 1985 года The Beach Boys выпустили очень сильный альбом-сборник «The Beach Boys», который продюсировал Стив Левайн.
По иронии судьбы, именно после этого сборника группа лишилась контракта на запись, и, по общему решению музыкантов, The Beach Boys предприняли крупномасштабное мировое концертное турне. Долгое время группа выпускала главным образом синглы (в частности, успехом пользовались отлично спродюсированный «Rock And Roll To The Resque» и переработанная вещь The Mamas And The Papas «California Dreaming», в записи которой принимал участие Роджер Макгинн.)
В 1987 году Брайан Уилсон, наконец, выпустил сольный альбом, который его поклонники уже отчаялись услышать - пластинка получила великолепные рецензии, однако продавалась слабо. Тогда же The Beach Boys записали композицию «Kokomo», которая была включена в саундтрэк фильма «Коктейль»; долгое время песня держалась на первом месте хит-парада США. Затем разразился скандал: музыканты The Beach Boys подали в суд на Брайана в надежде получить принадлежащие ему в соответствии с авторским правом 80 миллионов долларов - мотивировался этот шаг тем, что Уилсон якобы писал свои песни не один, а в соавторстве с остальными.
Состояние Брайана вновь ухудшилось, что дало возможность объявить о его недееспособности. Какое-то время вопрос об авторстве песен The Beach Boys оставался открытым, но в конце концов адвокаты Уилсона сумели отстоять права своего клиента и справедливость была восстановлена.
Несмотря на натянутые отношения в группе, The Beach Boys продолжают гастролировать и по-прежнему остаются одной из ведущих групп мира, считаясь, наряду с The Beatles, The Rolling Stones и The Who, «отцами-основателями» современного рока.
Бич Бойз
The Beach Boys
04.03.16 / 20:01
Добавить досье и галерею
Поделись с друзьями: