Настоящее имя Осборн Джон Майкл (р. 3 декабря 1948, бирмингем) - рок-певец. С детства его привлекали сказки и истории с привкусом тайны и ужаса. Он с большим удовольствием пугал своих школьных друзей, являясь перед ними в образе Дракулы или Франкенштейна. Из-за его любви к книге 'волшебник страны озз' он и получил свое прозвище Оззи, ставшее впоследствии его визитной карточкой. Решив, что дальнейшее учение ни к чему, он устраивается на работу. Впоследствии мест работы пришлось сменить немало. Последнее - мясник на городской бойне. Но душа такого 'славного малого' требовала чего-то большего. Вот тогда-то он и решил стать рок-звездой. В 1967 он организовал группу Black Sabbath.
В группу входили: Тони Йомми (Tony Iommi; гитара), Билли Уорд (Bill Ward; барабаны) и Терри Батлер (Terry Butler; бас-гитара). Название группе дала песня из их репертуара Black Sabbath. Менеджер группы Джим Симптон (Jim Simpton), получив аванс от фирмы Vertigo, организовал запись первого альбома группы. Альбом был записан за два дня, а фирма Vertigo создала этакий 'сатанинский' имидж группы, выпустив диск 13 числа в пятницу, расписав музыкантов 'колдунами черной магии'. Альбом вошел в чарты Melody Maker: магически таинственное звучание, гулко пульсирующая ритм-секция в контрасте с режущими слух гитарными риффами и незабываемый вокал оззи осборна. Оззи был на сцене и в жизни лицом группы, правда, не каждый в группе мог это вынести. Между Оззи и гитаристом Томми Йомми начались трения. У Оззи появилось чрезмерное влечение к наркотикам и алкоголю.
В группе наступил кризис. Это проявилось уже на диске Sabotage (1975) и в полной мере на следующем диске Technacal Ecstagy (1976). В 1997 оззи оставил группу, но ненадолго. Диск Never Say Die положил конец легенде. Контракт который был у группы с фирмой Jet Records получил и Оззи Осборн, но не без участия дочери президента фирмы Шарон Арден, которая была без ума от Оззи и его увлечения 'черной магией'. Шарон стала его менеджером и взяла карьеру Оззи в свои руки. После курса лечения, почувствовав себя способным творить, Оззи переехал в США и собрал группу из бывших звезд: басист Боб Дейсли (Bob Daisley; экс-Rainbow), ударник Ли Керслейк (Lee Kerslake; экс-Uriah Heep), клавишник Дон Эйри (Don Airey; экс-Rainbow) и гитарист Рэнди Роудс (Randy Rhoads; экс-Quiet Riot). Этот состав под названием Blizzard of Ozz выпустил первую пластинку под одноименным названием. Молодой талантливый гитарист Рэнди Роудс стал 'искрой' в жизни Оззи, которая толкала его к работе. Концертное турне с новым клавишником Л. Бриджеуотером принесло группе очередной успех. В конце года альбом стал 'золотым'. Оззи и Роудс стали готовить материал для следующего диска, который вышел в 1981 под названием Diary of a Madman с новыми музыкантами - басистом Руди Сарзо (Rudy Sarzo) и ударником Томми Олдриджем (Tommy Aldridge). Альбом тоже стал 'золотым'.
С выходом второго альбома начались концертные 'странности' Оззи. На концерте в зале Des Mones кто-то из толпы бросил на сцену, видимо помня, что у Оззи есть что-то от 'колдуна черной магии', живую летучую мышь, которой Оззи без колебания, или не разобрав в чем дело, откусил голову. Из опасения, что мышь могла быть больной, пришлось посетить затем местную больницу. Пресса сошлась во мнении, что Оззи - колдун и 'пробует мышь не в первый раз'. У Оззи от таких заявлений опять начались запои, что в итоге привело к трагедии. В 1982 группа остановилась на короткий отдых во Флориде и кто-то предложил развлечься полетами на самолете. Из группы решился полетать Рэнди Роудс и костюмерша. Пилот самолета развлекался тем, что 'налетал' на автобус, пугая его пассажиров. Во время одного из таких 'налетов' самолет зацепил крылом дерево, упал на дом и загорелся. В пламени погиб пилот и оба пассажира.
Смерть Рэнди, который был его лучшим другом, отразилась на творчестве Оззи. В 1982 Оззи женился на Шарон Арден, дочери президента Jet Records, который был против этого брака. В качестве компенсации Дон Арден потребовал выпустить 'живой' двойной альбом, выпуск которого входил в контракт Оззи. Чтобы выполнить свои контрактные обязательства, группа записала концерты в Нью-Йоркском Ritz Clab с новым гитаристом Брэйдом Джалсоном (Braid Jalsone) в 1982. Альбом Talk Of The Devil содержал только старые работы Black Sabbath. Оззи комментировал это так: 'ненавижу этот альбом. Я был вынужден его сделать, чтобы выполнить условия контракта. Я не хотел использовать смерть Рэнди, чтобы записать альбом с новым гитаристом. Рэнди был у меня все время перед глазами'. В осеннем турне группа снова предстала в новом составе: на место бас-гитариста пришел Сарза Пит Уэй (Sarza Pete Way; экс-Ufo), вернулся Дон Эйри. В конце 1982 из группы ушли Джалсон и Уэй. Наверно, ни у кого не было таких частых смен состава, как у Оззи. Рэнди Роудза заменил американец Джеки Лу Вильямс, известный больше под псевдонимом Джейк И Ли (Jake E Lee), талантливый музыкант, прошедший хорошую школу группы Ratt и состава Ронни Джеймса Дио (Ronnie James Dio).
Бас-гитаристом стал Дон Коста (Don Costa), которого Оззи вскоре 'выкурил', сломав ему при этому переносицу. Пригласив на его место Боба Дейсли, группа наконец-то выдала новый альбом Bark at the Moon. В оформлении альбома принимал участие известный киногример Грэг Кэнон. На подготовку грима для Оззи потребовалось восемь часов, а стоимость конверта пластинки перевалила за 50 тысяч фунтов стерлингов. Диск мгновенно стал 'платиновым', компенсировав все затраты. В мировое турне, которое началось в англии, группа отправилась с новым ударником, знаменитым Кармином Эпписом (Carmine Appice), который долго не задержался. Оззи был этим недоволен и пригласил Томми Олдриджа. Постоянной фигурой в группе оставался лишь Джейк И Ли. Его необычайно сложные гитарные соло с удивительным настроением на сцене восторженно воспринимались публикой и критиками. Дорожная усталость, дикая карусель пьянок и наркотиков и небывалая популярность привели Оззи к расстройству психики. Пришлось прервать турне и уединиться в клинике Bett Ford, чтобы пройти курс лечения.
На фестивале Rock in Rio Оззи появился в хорошей форме, что чувствовалось и позже при записи альбома Itimate Sin. Этот альбом, вышедший в 1986, оказался самым удачным в дискографии Оззи. В его записи звучали все музыканты (Джейк И Ли - гитара, Фил Сочсан - бас, Рэнди Кастило - ударные и гость Мик Моран - клавишные), а сам Оззи в песнях The Ultimate Sin и Shot in the Dark пел как в лучшие времена Black Sabbath. В 1987 Оззи приготовил сразу два сюрприза. Первым была столь долгожданная запись концерта с Рэнди Роудсом на альбоме Randy Roads Tribute. С матерью Рэнди он весь доход от продажи решил пустить на благотворительные цели. А в мае весь музыкальный мир облетела весть, что Джейк И Ли оставил группу. Оззи был вынужден искать нового гитариста, которым стал молодой американец Зак Уайлд. Место бас-гитариста занял давний друг Оззи - Терри Батлер. Итогом этого сотрудничества стал диск No Rest for the Wicked. Это был последний крупный успех Оззи. Что-то в нем надломилось. За прошедшие годы ничего нового, незаурядного не появилось. Ушли в прошлое 'черная магия и колдовство'.
Расстроилась семейная жизнь. К алкоголю он охладел так же, как и к концертам. Казалось, что все ушло в прошлое. Но в 1995 выходит долгожданный альбом с названием, выдержанным в духе Оззи, - Ozzmosis. По составу супергруппы можно сказать, что это за работа: Стив Вэй (Steve Vai; гитара), Дин Кастранова (Deen Castranova; ударные), Зэк Уайлд (гитара) и Терри Батлер (бас-гитара). Виртуозность Стива Вэя вносит в музыку нежность, сентиментальность, не свойственную Оззи, а участие Ника Уэйкмена (Nick Wakeman) придает торжественность и помпезность, чего не хватало предыдущим работам Оззи. Слушая последний альбом Оззи, не можешь отделаться от впечатления, будто вернулись времена славы группы Black Sabbath. Надеемся, что у Оззи сил хватит еще не на одну подобную работу.
Нет более спорной фигуры в мире современного рока, чем Оззи Осборн. Ни один музыкант, за исключением Мэрилин Мэнсон, в эпоху рока не вызывал такую волну внимания к себе через такое количество скандалов. В течение 30-летней карьеры Осборн неоднократно бросал вызов приличиям. Результатом такого поведения в разное время явились: запрет выступать в крупнейших городах, судебное разбирательство по поводу публичных выступлений, насильственное выдворение из студии CBS Records.
Многие помнят инцидент, когда он свернул голову летучей мыши в приступе бешенства. Но что бы ни думали о чудачествах Осборна, нельзя отрицать его таланта, настойчивости и преданности своему делу. Преодолевая такие несчастия, как угрожающие карьере судебные тяжбы, потери близких людей, уход ключевых музыкантов группы и изнурительная борьба с алкоголизмом, Осборн стал известным и как ведущий музыкант «Black Sabbath» и как сольный исполнитель, выпустивший почти 20 альбомов, большинство из которых стали платиновыми.
Джон Майкл «Оззи» Осборн родился в 1948 году в промышленном районе Бирмингема, Англия. Он рос четвертым ребенком в семье, где было шестеро детей. Слабый ученик (он утверждает, что страдал дислексией) он ушел из школы в 15 лет и стал зарабатывать на жизнь случайными заработками и мелким воровством. В 1965 году его за попытку украсть телевизор посадили на 2 месяца в тюрьму; к моменту освобождения он уже твердо решил строить музыкальную карьеру. Имея на вооружении небольшую систему P.A. и хриплый голос, он составил рекламное объявление и поместил его в витрине местного музыкального магазина. Вскоре на него откликнулись Терренс «Гизер» Батлер (бас-гитара), Билл Уард (ударные) и Тони Йомми (гитара). Некоторое время они выступали под названиями «Polka Tulk Blues Band» и «Earth». В 1968 году они сменили имя и стали называться по заглавию фильма 1935 года режиссера Бориса Карлова «Black Sabbath».
Под новым именем музыканты «Black Sabbath» стали активно работать с американским блюзом, чтобы придать своей мрачной музыке мелодраматический оттенок. Свой первый альбом они записали за два дня, и обошлось им это в $1 200. Музыканты безуспешно пытались пристроить его в нескольких студиях звукозаписи, пока в апреле 1970 года британская студия «Vertigo» не согласилась выпустить этот альбом. А в декабре «Warner Brothers» выпустила его в Америке, где он поднялся в хит-парадах на 23 место. В Британии альбом входил в первую десятку. На волне первого успеха группа выпустила альбомы «Paranoid»(1970), «Master of Reality» (1971), «Vol.4» (1972) и «Sabbath Bloody Sabbath» (1973). Хотя большинство критиков не обратило на них особого внимания, каждый из них продавался миллионами, а несколько песен той эпохи («Iron Man», «War Pigs», «Paranoid») стали классикой тяжелого рока.
С самого начала и далее в 70-х у музыкантов «Black Sabbath» (особенно у Осборна), сложилась вполне заслуженная репутация странных, вызывающих людей с оскорбительным поведением. Более того, финансовая неразбериха довела членов группы почти до нищеты, хотя их профессиональная карьера уверенно шла вверх. После приглашения нового менеджера группа записала еще два альбома, но к 1976 году отношения между Осборном и остальными музыкантами начали ухудшаться. После смерти отца в 1977 году Осборн впал в тяжелую депрессию, что вынудило его покинуть группу. И хотя он вернулся через два месяца, весь следующий год его преследовали приступы депрессии. Недавно он описывал период изгнания из группы как «самую низкую точку в своей жизни». «Я был не просто в депрессии. Я думал о самоубийстве. Шесть месяцев я не выходил из номера в отеле в Голливуде, ни разу не открыв шторы. Я жил как растение», — это его объяснения журналу «Guitar World».
Избавление пришло от женщины, которая вскоре стала женой Осборна. Шарон Арден, дочь нового менеджера «Black Sabbath», взяла в свои руки руководство пришедшими в упадок делами Оззи и настояла на том, чтобы он занялся сольной карьерой. Вместе с барабанщиком Ли Керслэйком (Lee Kerslake — «Uriah Heep»), бас- гитаристом Бобом Дэйсли (Bob Daisley — «Rainbow») и юным виртуозом гитары Рэнди Роадзом (Randy Rhoads — «Quiet Riot») в 1981 году он выпустил два ставших классикой металлического рока альбома «Blizzard of Ozz» и «Dairy of a Madman». Оба альбома получили мультиплатиновый статус, и не только благодаря мощному материалу и сенсационной игре Роадза, но и растущей скандальной репутации Осборна из-за его вызывающего поведения. Достаточно упомянуть инциденты, когда он свернул головы голубю и летучей мыши на глазах у публики и помочился на стену в Аламо.
Вскоре произошла трагедия. В марте 1982 года в авиакатастрофе погиб Роадз. Самолет, на котором он летел, чтобы догнать автобус с музыкантами, совершающими тур, врезался в этот автобус. Однако, не смотря на эмоциональное истощение, Осборн продолжил турне, найдя замену гитаристам. 4 июля произошло событие, немного смягчившее его горе, он и Шарон Арден поженились. При выпуске последующих альбомов Осборн полагался на различных гитаристов, и хотя ни один из них не был столь изобретателен как Роадз, альбомы и выступления Оззи продолжали привлекать все новых поклонников.
В 1990 году Осборн прошел через тяжелые судебные разбирательства. Три группы родителей обвинили музыканта в том, что он своей песней «Suicide Solution» («Суицид») спровоцировал их сыновей подросткового возраста покончить собой (хотя даже при беглом прослушивании понятно, что песня направлена как раз против суицида). Осборн стал сторонником трезвости и здорового образа жизни. Эти изменения отразились и на его творчестве. Последние альбомы — «No More Tears», «Life & Loud», «Ozzmosus» и «The Ozzman Cometh» — продолжают традиции тяжелого металла.
Тем временем Тони Йомми (Tony Yommi) продолжал в течение 80–90 гг. выпускать альбомы, используя название «Black Sabbath». И хотя на концерте 1985 года Live Aid в Филадельфии собрались все старые члены группы, включая Осборна, серьезных попыток воссоединения до 1993 года не делалось. Адвокаты и менеджеры выступали против, но в 1997 году во время тура «Ozzfest» Осборн выступал и как вокалист «Black Sabbath», и как сольный исполнитель. (Альбом с композициями, собранными из двух концертов в прошлом декабре, выйдет этой осенью. Вместе с барабанщиком Биллом Уордом (Bill Ward) (в начале 1998 года он перенес инфаркт, в настоящее время уверенно идет на поправку) все музыканты первого состава «Black Sabbath» в 1999 году отправятся в турне.