Биография Караченцова внешне не примечательна громкими событиями. Коренной москвич, закончивший спортивную школу, он решил стать актером. Его мать была балетмейстером-постановщиком, отец - художником-графиком, много лет проработавшим в журнале "Огонек", следовательно, некие гены искусства были в нем заложены от рождения. Но даже скупой перечень сделанного актером Караченцовым впечатляет своим количеством и масштабами. Кроме множества театральных работ, нужно упомянуть более чем сто фильмов, причем актер играл в основном главные роли.
Театр
В 1963 году Караченцев поступил в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе, которую и закончил с отличием. В числе десяти лучших выпускников был направлен по распределению в театр Ленинского комсомола. Связав свою творческую судьбу с Ленкомом, актер остался ему верен и по сей день. Здесь он сыграл во множестве спектаклей. За тридцать с лишним лет творческой деятельности Караченцов не только добился любви и признания зрителей, но и по праву обрел статус одного из ведущих актеров современности. Поэтому спектакли с его участием идут с завидными аншлагами.
Известность Караченцову принес спектакль "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (две роли в музыкальной версии поэтической драмы Пабло Неруды). В театре основной партнершей Караченцова чаще других бывает Инна Сурикова, вместе с которой они сыграли множество блестящих дуэтов, в частности, в таких спектаклях, как "Сорри" и "Тиль" (роль Тиля Уленшпигеля). М. Захаров часто использует этот дуэт для создания спектаклей на двоих, где сила темперамента каждого актера дополняет оттенки роли другого. Великолепна и работа Караченцова в спектакле "Юнона и Авось" (роль графа Николая Резанова, рок-опера Алексея Рыбникова по поэме Андрея Вознесенского), который пятнадцать лет подряд идет с аншлагами. Здесь его партнершей часто была другая известная актриса - Е. Шанина.
Захаров привлекал его к участию во многих современных спектаклях, в том числе в современной пьесе "Жестокие игры" (роль Миши Земцова) и в историко-революционной "Оптимистической трагедии" (роль Алексея). Караченцов участвует в спектакле "Чешское фото". Он был поставлен А. Галиным, которого специально пригласили для этой работы. Партнером же Караченцова в этом спектакле является А. Калягин.
Кино
Активно сниматься в кино актер начал только после триумфа "Тиля". Сам Захаров не использовал Караченцова в своих экранных работах, за исключением небольших ролей в телевизионных лентах "Двенадцать стульев" (1977) и "Дом, который построил Свифт" (1982). Тем не менее, уже в начале своей кинокарьеры Караченцов сыграл одну из лучших своих ролей - Бусыгина в экранизации пьесы Александра Вампилова "Старший сын" (1975). Безудержность во всем, исполнительская щедрость красок отличает многие роли Караченцова.
Караченцов прекрасно ездит на коне и фехтует. Ну, а в драках актер просто неотразим, что он доказал, снимаясь в фильмах "Приключения Электроника" и "Человек с бульвара Капуцинов". Не случайно, что в фильме "Один за всех", который зрители увидели в 1986 году, он сыграл без дублера.
Караченцов, как театральный актер, с успехом играет и в костюмных фильмах. Многие зрители помнят его смешного и самодовольного маркиза Рикардо в известном фильме "Собака на сене", в котором он снялся еще в 1977 году, на следующий год Караченцов с таким же успехом сыграл новую костюмную роль Злата в картине "Ярославна, королева Франции", а уже в 1997 году снялся в роли Петра I в фильме "Тайны дворцовых переворотов".
С режиссером Владимиром Бортко актер работал над эксцентрической комедией "Удачи вам, господа!" (1992) и отчасти исповедальным фильмом "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" (1998).
В конце 1990-х годов Караченцов снимался сериалах ("Петербургские тайны", "Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского").
Его можно считать ярко выраженным характерным актером, который одинаково владеет и трагедийными, и комедийными приемами. Особый профессионализм, выработанный прежде всего многолетней театральной практикой, позволяет ему уверенно чувствовать себя в самых сложных или неординарных сценах.
Правда, сам Караченцов хотел бы, чтобы его называли универсальным актером, и поэтому постоянно стремится расширять свой репертуар. Пока же режиссеры больше воспринимают его как актера двух направлений - социально-психологического или комедийно-гротескно-музыкального плана. В этих амплуа актера в основном и снимают. Иногда возникают и роли героя-любовника.
Хобби. Музыка
Поскольку игра актера требует не только психологической, но и физической выносливости, Николай Караченцов старается поддерживать физическую форму и занимается спортом. Какое-то время он серьезно занимался прыжками в воду, а лет двадцать назад увлекся теннисом. Несмотря на жесткое отношение к себе и своим привычкам, он продолжает много курить. Вероятно, так легче снимаются стрессы, которым так подвержены актеры.
Актер работал также на дублировании зарубежных фильмов, в частности озвучивал на русском языке, озвучил роли Бельмондо.
Другим увлечением Караченцова долгое время было пение. Когда стал проводиться фестиваль актерской песни имени Андрея Миронова, Караченцов не только вошел в его жюри, но стал также исполнять песни для широкой аудитории. Его немного хрипловатый, но необычайно выразительный голос легко запоминается и становится своеобразной визитной карточкой фильмов, в которых он поет и играет, - "Трест, который лопнул" (1982), "Батальоны просят огня" (1984), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987) и другие.
Караченцов уже подготовил несколько дисков, в первом он исполнил песни Ю. Массина, во втором - песни на стихи И. Резника, а музыку написал М. Дунаевский. Чтобы записать диск, Караченцов даже ездил в Америку, чтобы ничто не отвлекало его от работы.
Николай Караченцов
Nikolay Karachentsev
04.03.16 / 20:09
Добавить досье и галерею
Поделись с друзьями: