DOORS Американская группа The Doors относится к немногочисленному кругу команд, которые без всяких натяжек можно назвать "культовыми". Музыка группа стала квинтэссенцией психоделического мировосприятия, и, в свою очередь, инициировала и стимулировала это восприятие у широчайших слушательских масс. Лидер группы Джим Моррисон (Jim Morrison), как считают исследователи, "в своей короткой, путаной жизни воплотил своеобразный архетип бунтаря, горячий сенсуализм хиппи и саморазрушение наркотической грезы" (А. Курбановский).
Вероятно, с этим можно не согласиться, но, так или иначе, значение группы Doors для развития мировой рок-музыки трудно переоценить. Группа Doors была создана в Лос-Анджелесе в 1965 году студентами Калифорнийского университета - вокалистом, автором музыки и поэтических текстов Джимом Моррисоном (сыном потомственного моряка, романтиком, любителем путешествий, знатоком литературы и кино), клавишником Рэем Манзареком (Ray Manzarek), ударником Джоном Денсмором (John Densmore) и гитаристом Робби Кригером (Robby Krieger). Басиста в группе никогда не было - басовые партии Манзарек исполнял на электрооргане. Название было взято из Уильяма Блэйка: "Если бы двери восприятия были открыты, люди видели бы вещи такими, как они есть - бесконечными".
Низкий, суггестивный голос Моррисона , его гипнотические стихи, написанные не без влияния сюрреализма и восточного мистицизма, обволакивающая музыка группы, в которой психоделия слилась с блюзом и рагой, идущая от нее сильная, даже пугающая энергетика, - все это сразу же привлекло внимание не только эстетствующей молодежи, но и компании Elektra Records, которая в 1966 году подписала с группой контракт. Сингл "Light My Fire" (с дебютного альбома) достиг первого места в американских хит-парадах. Сам же альбом "The Doors" стал манифестом психоделической эры.
Изощренный, насыщенный символами и ассоциациями, апеллирующий к мировому литературному наследию поэтический язык Моррисона не позволяет однозначно трактовать его стихи. Стремление "вывернуть наизнанку" глубины подсознания, вытащить на свет Божий таящиеся там страхи, грезы, тайные и темные желания, инстинкты, которые иногда не отличимы от наркотических иллюзий, и, одновременно, отразить жизнь во всей ее полноте, движении, связать череду мгновений и дней, создать портрет молодого поколения, образ "американских юношей и девушек", ищущих себя, любви, гармонии - этим, конечно, не ограничивалось творчество Doors, но именно этим темы сквозной нитью проходят в их альбомах "Strange Days" (1967), "Waiting For The Sun" (1968), "Morrison Hotel" (1970), "L.A. Women" (1971) и др.
Музыку The Doors отличало ярко выраженное шаманское начало: многие их песни (такие, как "The End" и "When the Music's Over") словно бы выстроены по всем канонам обрядового искусства. Особую власть The Doors имели на сцене - погруженный в полутьму зал, затаив дыхание и почти впадая в транс, внимал Джиму Моррисону , чья выхваченная лучом юпитера фигура излучала и безумный сексуальный магнтизм и необыкновенную власть, сплачивающую в едином порыве сотни человеческих душ. На сцене он словно перевоплощался в созданный им же самим образ "Короля Ящериц", а в повседневную жизнь переносил яркость, напряженность сценической игры, словно забывая о том, что эмоции на театральной сцене гиперболизированы, и время здесь тесет во много раз быстрее...
Эксперименты группы в области саунда привели к использованию инструментов симфонического оркестра в "The Soft Parade" (1969), который выделяется из прочих записей свои несколько "эстрадным" звучанием. Более поздние альбомы - "Morrison Hotel" и "L.A. Women" - напротив, стали возвращением к достаточно, лаконичному и даже еще более жесткому, почти хард-роковому саунду. Поиск же новых ощущений и вообще желание постоянно изменять свою жизнь привели Моррисона в Париж, где он и скончался 3 июля 1971 года, официально - от сердечного приступа, по косвенным же данным - от сверхдозы наркотика. После смерти Моррисон , помимо музыки и стихов (которые были изданы сборниками), оставил сценарии, фильм, клипы и, конечно же, легенду.
Три оставшихся "дорза" попробовали продолжать без Моррисона , выпустили две пластинки, но они не имели особого успеха, и группа распалась. Манзарек и Кригер занялись собственными проектами, Денсмор стал активистом экологического движения, а недавно выпустил книжку про Doors . В 1978 вышел диск "American Prayer" - на начитанные Моррисоном в 1970 стихи группа наложила музыкальное сопровождение. В 1991 году на экранах появился фильм Оливера Стоуна "The Doors" (в главной рои - Вэл Килмер), который, несмотря на свою противоречивость, тоже стал культовым. Неизданные записи группы до сих пор обнаруживаются в архивах, нет числа сборникам "лучших вещей" (если таковые вообще можно у Doors выделить). В последний раз ныне здравствующие музыканты Doors поработали вместе на трубьютном альбоме STONED IMMACULATE «The Music Of The Doors». Музыка "Дверей" продолжает влиять на творчество, философию и имидж новых поколений рокеров.
Зе Дорс
The Doors
04.03.16 / 20:00
Добавить досье и галерею
Поделись с друзьями: