Молоко
Moloko
04.03.16 / 20:00
У шеффилдского дэнс-поп-дуэта Moloko очень романтическая история. Он возник в результате попытки вокалистки ирландского происхождения Ройзин Мерфи познакомиться на вечеринке с продюсером Марком Брайдоном. С этой истории начинается любой рассказ об этой группе, и я, как ни пытался быть оригинальным, все-таки должен о ней упомянуть. Итак, девушка подошла к молодому человеку и сказала буквально следующее: "Тебе нравится мой свитер? Посмотри, как он облегает меня". Смелость Ройзин была вознаграждена творческим и романтическим сотрудничеством, которое продолжается вот уже пять пет.
Теперь о странном для английской группы названии дуэта. Данное слово было взято из книги Энтони Бергесса, в которой так назывался некий наркотический напиток на основе молока. Кстати, moloko по-португальски значит "сумасшедший". Однако португальский тут ни при чем, группа сама не прочь намекнуть на русское происхождение слова - в буклете ко второму и последнему пока альбому группы - "I Am Not A Doctor" - на двух фотографиях присутствуют коровы. На одной из этих картинок Ройзин, облаченная почему-то в рыцарские доспехи, даже изображена собирающейся приступить к доению вышеупомянутого животного.
С музыкальной точки зрения это был и есть более чем странный дуэт. Ройзин, выросшая в Дублине и переехавшая с семьей в Манчестер, до знакомства со своим будущим партнером не имела никакого опыта - пела она разве что во время принятия ванны. Брайдона же в Манчестере знали все, и он считался одним из первопроходцев британской хаус-музыки. Вначале он играл на бас-гитаре в группе Chakk, затем стал одним из основателей уже легендарной студии Fon. Работая там, Брайдон продюсировал творческие порывы многих известных артистов.
Итак, парню во что бы то ни стало захотелось привлечь девушку к своему бизнесу, и, имея свободный доступ к аппаратуре, парочка довольно быстро записала свою первую композицию "Where Is the What If the What Is in the Why?" и заключила контракт с лейблом Echo Records, с которым работает и по сей день.
Дебютный альбом, названный почти неизбежно "Do You Like My Tight Sweater?", вышел в 1995 году. Брайдон постарался на славу, полностью раскрепостив для проекта свой потенциал, а Ройзин проявила свои нестандартные вокальные данные.
Музыка сочетала в себе элименты стилей дэнс, фанк, трип-хоп и чем-то напоминала такие группы, как Portishead и Massive Attack, но с изрядной долей юмора и самоиронии. В тот год слишком большая была конкуренция среди такой музыки, но дуэт был все же замечен. Во-первых, радиостанциями, во-вторых, создателями фильма "Бэтмен и Робин", включившими композицию "Fun for Me" в саундтрек картины. Всего было продано 250 тысяч копий этого альбома. Маловато для артистов типа Рики Мартина и Spice Girls, но очень даже неплохо для трип-хоп-группы, к тому же явно пытающейся привнести в музыку максимальное количество собственных изобретений...
За последние четыре года группа добилась многого. Дуэт Moloko гастролировал вместе с Pulp, построил себе домашнюю студию и выпустил в 1998 году свой второй альбом "I Am Not a Doctor". Именно тогда и узнала о коллективе российская публика. Это и неудивительно, ведь пластинка изначально задумывалась как более коммерческая, более "попсовая", что ли, да и времени прошло немало. За этот срок изменился сам подход к жанру, в котором работают Ройзин и Марк. Хаус и трип-хоп вышли из полуподполья на широкие коммерческие просторы, что неизбежно привело к некоторому упрощению такой музыки. Впрочем, следует сказать, что Moloko не особенно-то и ограничивает себя в каких-то стилевых рамках. Например, в "I Am Not A Doctor" можно найти поп-джангл и "новую волну", сайберфанк, даже чистый техно. При этом полиритмичность и новаторство форм остаются главными особенностями музыки от группы Moloko.
Темы песен выбираются произвольно, можно даже спеть о пластических хирургах. Для выражения творческого "я" годится любой материал, но вместе с тем это очень живая, человеческая музыка. Как говорит Марк, "альбом получился параноидальным, но честным". Еще одна особенность последнего альбома - за четыре года работы таланты участников коллектива притерлись друг к другу, создавая более гармоничную и гладкую музыку. Она сочинялась в течение зимы 1997 года, и, чтобы оградить себя от мешающих процессу помех, дуэт буквально изолировал себя от внешнего мира. "Мы фактически стали как термиты, заточенные в своем маленьком мирке," - вспоминает Марк.
"Люди считают, что наша музыка тревожна, - говорит Ройзин, - но нет, она скорее извращенная. Дело в том, что музыка, она как юмор. Она должна быть извращенной, необычной, иначе вы получите то, что уже не раз звучало". Свои убеждения девушка подкрепляет и своим голосом - его эмоциональный диапазон просто необъятен - от мягкой женственности до грубой стервозности.
Совсем не таков второй участник группы - Марк. Ему не нравится "извращеннось", он, этакий музыкальный компьютер в человеческом теле, просчитывает все шаги на несколько ходов вперед и не любит полагаться на вдохновение. Его аранжировки, которыми он украшает театральный вокал своей подружки, отличаются резкой сменой темпа, необычными звуковыми эффектами, космическими по красоте клавишными партиями.
Уже чуть больше года прошло с момента выхода альбома "I Am Not A Doctor", а раскрутка группы идет полным ходом. Например, в США, где альбом был издан только в начале этого года. Впрочем, и в самой Европе людям понадобилось немало времени, чтобы вникнуть в суть происходящего и по достоинству оценить Moloko. Оно абсолютно натуральное и потому, может, и не так хорошо выглядит, как конкурирующая продукция, упакованная в красивые картонные коробки. Однако стоит только пригубить - за уши не оттянешь!
Добавить досье и галерею
Поделись с друзьями: