Переехав с родителями в Сан-Франциско, Карлос понял, что пришла пора реализовывать себя в своей команде, и вместе с великолепным клавишником Греггом Роли собрал в октябре 1966 г. THE SANTANA BLUES BAND; дебют "на разогреве" у THE WHO прошел удачно, и два года группа выступала по клубам, прежде чем сменила название на SANTANA и, дополнив состав двумя перкуссионистами, начала восхождение к славе. Заметными этапами в карьере группы стали участие в фестивалях "Sky River Rock Festival And Lighter-Than-Air Fair" (2 сентября 1968 г.), "Atlantic City Pop Festival" (1 августа 1969 г.), Вудстоке - его официальное название звучит как "Woodstock Music & Art Fair" (15 августа 1969 г.) и "Texas International Pop Festival" (30 августа 1969 г.), а также участие в записи альбома Эла Купера и Майка Блумфилда и выпуск собственного дебютного диска "Santana" (US-4/UK-26). Благодаря хорошей концертной "раскрутке" и хвалебным отзывам критики альбом встретил теплый прием у любителей рока. Музыкальная формула, найденная Сантаной, была проста, но необычайно эффектна - традиционный хипповский гитарный рок, замешанный на блюзовой психоделии, накладывался на латиноамериканскую ритмику с обилием перкуссии, подтанцовок и лихих испаноязычных выкриков, и устоять перед этим коктейлем было невозможно.
Второй альбом "Abraxas" (US-1, 24 октября 1970 r./UK-7), стал настоящим шедевром - Сантана демонстрировал изумительную гитарную технику, а три композиции диска - кавер-версия салсы Тито Пуэнте "Оуе Como Va" (US-13), инструментал "Samba Pa Ti" (UK-27) и кавер-версия блюза FLEETWOOD MAC "Black Magic Woman" (US-4), превращенная Карло-сом в ласковую и расслабленную самбу, - до сих пор входят в любой сборник группы. Не менее интересным и сложным получился альбом "Santana III" (US-1, 13 ноября 1971 г./ UK-6), после выхода которого группу покинули двое участников - Грегг Роли и гитарист Нил Шон, вскоре основавшие JOURNEY, и SANTANA перестали существовать как группа - время от времени Сантана объединял под своим именем очередной состав, с которым проводил турне и записывал диски.
В начале 70-х Сантана начал понемногу интересоваться джазом - сначала под влиянием великого ударника Бадди Майлза, а затем благодаря дружбе с Джоном МакЛафлином-Махавишну, с которым Карлоса связывало общее увлечение индуизмом. Инструментальный альбом этого дуэта "Love Devotion Surrender" (US-14/UK-7) счастливо избежал участи всех экспериментальных работ, т.е. был тепло встречен публикой. В дальнейшем Сантана вернулся к более привычным для него темам и даже разводил разные стороны своего творчества по разным альбомам - так, "Amigos" (US-10/UK-21) будет интересен поклонникам блюза, "Festival" (US-27/UK-27) - любителям латиноамериканской музыки, а двойной концертный "Moonflower", в 1990 г. получивший "платину" (US-10/UK-7), - почитателям рока. В последний альбом вошла замечательная кавер-версия песни THE ZOMBIES "She's Not There" (US-27). Впрочем, концертные альбомы гитариста всегда несли на себе "знак качества" - первым в этом ряду стал тройной, очень изящно оформленный "Lotus", первоначально изданный только в Японии.
Общий кризис классического рока в конце 70-х отразился и на творчестве Сантаны - оно стало более предсказуемым, а иногда откровенно скучным. Более-менее выделяется лишь альбом 1982 г. "Shango" (US-22/ UK-35), наполненный прежней энергией, да блюзовая сольная программа 1983 г. "Havana Moon", записанная с участием Вилли Нельсона и THE FABULOUS THUNDERBIRDS. Двадцатилетие группы было отмечено отличным концертом 20 июля 1986 г., причем в джэм-сейшне приняли участие все 17 музыкантов, прошедшие через SANTANA.
В начале 90-х великий гитарист развернул масштабную концертную работу, получил множество премий за свою деятельность, активно помогал в записи многочисленным друзьям, но его альбомы привлекали внимание только старых испытанных фанов латин-рока и редко поднимались выше американского Топ-180. Казалось, на Сантане можно ставить крест, но 1999 г. опрокинул вверх тормашками все преждевременные прогнозы - новый альбом, яркий и свежий "Supernatural" (US-1/UK-1), ознаменовавший собой возврат к стилистике начала 70-х, стал одним из бестселлеров сезона (5 миллионов проданных копий), записанная с вокалистом MATCHBOX 20 Робом Томасом композиция "Smooth" заставила многих открыть для себя SANTANA, а все звезды "латиноамериканского вторжения", начиная с Рики Мартина, в голос говорили о влиянии, которое оказал на них Карлос. В марте 2000 г. ветеран латин-рока получил за свою последнюю работу 9 премий "Грэмми". На родине ему был сооружен прижизненный памятник.
Неожиданный взлет популярности Сантаны в 1999-2000 гг. - лучшее доказательство тому, что прогнозировать творческую судьбу того или иного артиста - занятие крайне рискованное.
Изменения состава
1968: - Фрэйзер и Харпер; + Майкл Шрив, ударные, Майк Карабелло, перкуссия, и Хосе Черито Ареас, перкуссия
1971: - Браун и Карабелло; + Нил Шон, вокал, гитара
Уроженец Мексики Карлос Сантана (р. 20 июля 1947) перебрался в Сан-Франциско в начале 1960 годов. К тому времени он уже достаточно профессионально владел гитарой. В 1966-м Карлос вместе с клавишником и вокалистом Грегом Роули (р. 17 июня 1947) основал "Santana Blues Band". Остальные члены команды достаточно часто менялись, и к 1967 году, когда название группы сократилось до "Santana", в нее кроме Карлоса и Грега также входили Давид Браун (р. 15 февраля 1947, бас), Боб Ливингстон (ударные) и Маркус Малон (перкуссия). Латинские ритмы "Сантаны" привлекли внимание промоутера Билла Грэма, который организовал ребятам концерт в престижном зале "Fillmore West theater". Он же помог группе заключить контракт с "Columbia Records".
Представитель этой фирмы Дэвид Рубинсон записал на пленку тот знаменательный дебют в "Fillmore West", но в силу ряда обстоятельств концерт был издан лишь 30 лет спустя. Перед записью первого альбома вместо Ливингстона и Малона в группе появилась новая ударная секция, состоящая из Майка Карабелло, Майкла Шрива и Хосе Ареаса. В 1969-м пластинка увидела свет, и команда отправилась в свое первое национальное турне, сделав остановку и в легендарном Вудстоке. "Santana" дебютировал в Топ 5 и оставался в чартах больше двух лет.
Однако следующий диск, "Abraxas", превзошел ожидания самих музыкантов. Содержавший такие суперхиты как "Oye como va" и кавер Питера Грина "Black magic woman" в оригинальной латинской трактовке, диск просто не мог не попасть на первую строчку чартов. Пластинка разошлась по всему миру тиражом свыше 4 миллионов экземпляров. Праздновавшая свой успех группа добавила в состав еще одного гитариста, Нила Шона (р. 27 февраля 1954). При его участии был записан третий альбом, "Santana III". Как и на предыдущих релизах на диске присутствовала слаженная игра музыкантов, обилие перкуссионных и зажигательная гитара Карлоса. Пластинка также возглавила чарты "Billboard", а композиции "Everybody's Everything" и "No One to Depend On" долгое время присутствовали в штатовских хит-парадах. Но, к сожалению, золотой век "Santana" подошел к концу, и группа фактически оказалась распущенной. Все права на ее название перешли к Карлосу.
Сантана скооперировался с Бадди Майлсом и выпустил с ним концертник "Carlos Santana & Buddy Miles! Live!". Затем он снова собрал команду, причем из старичков к записи четвертого альбома Карлос привлек Роули, Шрива, Ареаса и Шона. Кроме них в сессиях "Caravanserai" принимала участие и куча других музыкантов. Диск достиг платиновой отметки и получил Грэмми в номинации "Best Pop Instrumental Performance with Vocal Coloring". Однако с этого момента в творчестве "Santana" наметился спад. Состав коллектива постоянно флуктуировал, а сам Карлос отвлекался на сторонние проекты, то с Джоном Маклафлином, то с Элис Колтрейн. Тем не менее, альбомы группы постоянно присутствовали на высоких позициях в хит-парадах и получали если не "платину", то "золото". Кроме частых изменений в составе группы, смены продюсеров также стали обычным делом.
В 1982-м году альбом "Shango" стал первым диском команды, который не получил даже "золота", хотя и присутствовал в Топ 20. Следующую попытку завоевать внимание слушателей сделали лишь через три года, однако на диске "Beyond Appearances" кроме композиции "Say It Again" было мало чего интересного. В 1990-м вышел "Spirits Dancing in the Flesh", ставший последним релизом группы на "Columbia Records". Новый контракт с "Polydor Records" не принес команде ничего хорошего. Альбом "Milagro", выпущенный этой фирмой даже не попал в Топ 100. Тем временем бывшие члены "Santana" Ареас, Карабелло, Роули и Шрив попытались организовать свой проект под названием "Abraxas". Однако их тоже постигла неудача и диск "Abraxas Pool" провалился, вообще не попав в чарты.
После кратковременного сотрудничества с "EMI" "Santana" перебазировались на "Arista Records", возглавляемую Клайвом Дэвисом, бывшим президентом "Columbia" в звездный час группы. Результатом сотрудничества Карлоса и Клава стал великолепнейший альбом "Supernatural". На диске звучала фантастическая смесь рока, попа, фолка, рэпа и блюза, приправленная фирменными латинскими ритмами. Пластинка разошлась тиражом свыше 25 миллионов экземпляров и завоевала Грэмми в 11 номинациях, а композиция "Smooth", изданная синглом, была признана песней года. Свой успех "Santana" повторили и в 2002 году, выпустив альбом "Shaman", мало чем уступающий своему предшественнику.