Федор Иванович Шаляпин родился в феврале 1873 г. в Казани. После окончания местного приходского училища, он работал писцом. Сосед научил Шаляпина азам нотной грамоты. После этого Шаляпин начал петь в церковном слободском хоре. В 1890 г. Шаляпин устроился в уфимскую оперную труппу Семенова-Самаринского. Первой вещью, исполненной Шаляпиным на сцене, была хоровая партия в комической опере "Певец из Палермо". Когда сезон кончился, Шаляпин присоединился к малороссийской бродячей труппе Деркача. Объехав города Урала и Поволжья, труппа отправилась в Баку. Здесь в 1892 г. Шаляпин вступил во французскую труппу Лассаля. Вскоре труппа распалась. Шаляпин добрался до Тифлиса и перебивался здесь случайными заработками. Им заинтересовался знаменитый тифлисский учитель пения Усатов. Он взялся учить Шаляпина. Усатов добыл для ученика через знакомых маленькую стипендию и кормил его обедами, обучая за столом хорошим манерам. В 1893 г. Шаляпин впервые попал на профессиональную сцену - в Тифлисский оперный театр. За один сезон Шаляпину пришлось разучить двенадцать партий из различных опер. Особенно великолепен был Шаляпин в роли Мельника из "Русалки" и Тонио из "Паяцев". В 1894 г Шаляпин поехал в Москву. Попасть в Большой театр ему не удалось, но его взяли в оперную труппу Петросьяна, которую набирали для петербургского театра "Аркадия". Через два месяца театр Петросьяна прогорел. Шаляпин вступил в товарищество оперных певцов Панаевского театра. В начале 1895 г. им заинтересовалась дирекция Мариинского театра. После прослушивания был заключен контракт на три года - Шаляпин оказался на императорской сцене. В апреле 1896 г., заменяя заболевшего баса, Шаляпин обратил на себя внимание исполнением партии Мельника в "Русалке". Огромный успех у публики и благоприятные отзывы прессы сразу сделали Шаляпина известным. Летом он получил приглашение поехать в Нижний Новгород, чтобы выступать во время Нижегородской ярмарки в частной оперной труппе русского миллионера и мецената Саввы Мамонтова. Мамонтов выписал из столицы лучших певцов и музыкантов, заказал художникам роскошные декорации и костюмы. Он хотел создать истинно русский оперный театр. Осенью он послал Шаляпину предложение бросить казенную сцену и перейти в его оперу, которая начинала тогда свои выступления в Москве. В опере Мамонтова оперный и драматический талант Шаляпина развернулся во всю свою мощь. Мамонтову удалось собрать вокруг себя много талантливых и горячо сочувствующих его начинанию людей. Дирижером был Рахманинов, художниками - Коровин, Поленов, Врубель, Левитан, Серов, Васнецов. Целью создания Частной оперы была пропаганда творений "Могучей кучки" (Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова), произведения которых были тогда не в чести на казенных сценах. Они и составили основу репертуара оперы Мамонтова. Дебют Шаляпина в Москве состоялся в конце сентября 1896 г. Он исполнял партию Сусанина в опере Глинки. Через несколько дней он исполнял в "Фаусте" партию Мефистофеля и заслужил громкий успех. Подлинная слава пришла к Шаляпину, когда Мамонтов поставил "Псковитянку" Римского-Корсакова. Шаляпин впервые выступал здесь в партии Ивана Грозного. Сезон 1897/98 гг. был отмечен новыми удачами Шаляпина, который исполнял партии Досифая в "Хованщине" Мусоргского и Варяжского гостя в "Садко" Римского-Корсакова. В следующем сезоне его популярность была подкреплена исполнением роли Олоферна в "Юдифи" и Сальери в "Моцарте и Сальери". Подлинно шекспировских высот достиг Шаляпин в роли Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского. С появлением в его репертуаре партии Годунова Шаляпин был единодушно признан первым оперным певцом России. Дирекция императорских театров теперь не жалела средств для того, чтобы вновь заполучить Шаляпина на свою сцену. Осенью 1899 г. Шаляпин подписал трехлетний контракт с Большим театром. В 1898 г. Шаляпин женился на артистке мамонтовского театра, итальянской танцовщице Иоле Тарнаги. Появление Шаляпина на сцене Большого было встречено бесконечными громовыми аплодисментами. Критики писали о том, что явление Шаляпина символизирует собой завершение длительного процесса создания национальной оперы. В 1901 г. Большой театр поставил "Бориса Годунова", "Псковитянку", "Моцарта и Сальери" - все те вещи, которые прежде высокомерно отвергались казенной сценой. В 1900 г. Шаляпин получил приглашение от Миланского театра La Scala исполнить партию Мефистофеля в одноименной опере Бойото. Его выступление 16 марта 1901 г. произвело на взыскательных миланских театралов то же впечатление, что и на московскую публику - уже первая его ария вызвала бурю аплодисментов. На следующий день Шаляпин проснулся мировой знаменитостью. В мае 1097 г. Дягилев в первый раз организовал в Париже выступление русских артистов под названием "Русские сезоны за границей". Особый успех выпал на долю Шаляпина. В 1908 г. Дягилев привез в Париж целый оперный спектакль - "Бориса Годунова" с Шаляпиным в заглавной партии. В те же годы Шаляпин впервые выступает в Берлине, Нью-Йорке и Буэнос-Айресе. В Милане он участвует в опере "Борис Годунов" на итальянском языке. Благодаря Шаляпину русские оперы вошли в репертуар зарубежных театров и стали достоянием мирового оперного искусства. Специально для Шаляпина французский композитор Массне пишет в 1910 г. оперу "Дон Кихот". С большим успехом исполнял он партию Дон Базилио в "Севильском цирюльнике" и короля Филиппа в "Дон Карлосе". С началом Первой мировой войны гастроли Шаляпина прекратились. В 1916 г. он окончательно ушел с казенной сцены, выступал в антрепризе Аксарина и частной опере Зимина. Очень часто он давал безвозмездные концерты в пользу раненых. Октябрьскую революцию Шаляпин встретил благожелательно. В апреле 1918 г. он вернулся в Мариинский театр. В это время театр переживал тяжелый кризис. Тем не менее Шаляпин работал с большим воодушевлением. В ноябре 1918 г. постановлением Совнаркома ему было присуждено звание народного артиста. В 1919 г. Шаляпин вошел в состав дирекции театра и фактически стал его художественным руководителем. Ему пришлось выдержать нападки пролеткультовцев, относивших оперу к пережиткам прошлого. Шаляпин ездил в Москву и встречался с Лениным. В результате было решено образовать ассоциацию академических театров и сохранить за ними все принадлежащее им имущество. С 1920 г. возобновились зарубежные гастроли Шаляпина. Огромные гонорары, выплачиваемые за каждое выступление не шли ни в какое сравнение с теми, что он получал в Петрограде. Это обстоятельство, по-видимому, стало одной из причин его нежелания возвращаться в Россию. В апреле 1922 г. Шаляпин приехал в Петроград и выступил в "Борисе Годунове". Через несколько дней он отправился на гастроли, из которых не вернулся. В Париже у Шаляпина была огромная квартира, возле Биарицца - имение. В 1927 г. советское правительство лишило его звания народного артиста. Князь Церетели образовал в Париже Русскую оперу из русских актеров-эмигрантов. Шаляпин принял в ней участие. Русская опера имела репутацию одного из лучших оперных театров Европы. В 1932 г. Шаляпин снялся в звуковом фильме "Дон Кихот". Мировая слава Шаляпина с годами становилась все большей. Но, начиная с 1936 г. здоровье Шаляпина стало разрушаться. Летом 1937 г. врачи определили у него болезнь сердца и эфизему легких. В начале 1938 г. появились признаки злокачественного малокровия, а 12 апреля 1938 Шаляпин скончался от лейкемии.
Федор Шаляпин
Fedor Shalyapin
04.03.16 / 20:03
Добавить досье и галерею
Поделись с друзьями: