Иоганнес
Брамс (Johannes Brahms,
1833–97) — немецкий композитор, пианист, дирижёр. Родился
в семье музыканта-контрабасиста. Обучался музыке
у отца, затем
у Э. Марксена. Испытывая нужду, работал тапёром, давал частные уроки. Одновременно интенсивно сочинял,
но большинство ранних сочинений позже уничтожил.
В возрасте
20 лет совместно
с венгерским скрипачом Э. Ременьи совершил концертную поездку,
во время которой познакомился
с Ф. Листом, Й. Иоахимом
и Р. Шуманом, который
в 1853
на страницах журнала «Neue Zeitschrift für Musik»
(Mainz) приветствовал талант композитора.
В 1862 переехал
в Вену, где успешно выступал как пианист, позднее
и как хоровой дирижёр
в Певческой капелле
и Обществе друзей музыки.
В середине
70-х гг. Брамс целиком посвящает себя творческой деятельности, выступает
с исполнением своей музыки как дирижёр
и пианист, много путешествует.
В обстановке борьбы сторонников Ф. Листа
и Р. Вагнера (веймарская школа)
и последователей Ф. Мендельсона
и Р. Шумана (лейпцигская школа),
не примкнув
к какому-либо
из этих направлений, Брамс глубоко
и последовательно развивал классические традиции, которые обогатил романтическим содержанием. Музыка Брамса воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество, проникнута порывистостью, мятежностью, трепетным лиризмом. Импровизационный склад сочетается
в ней
со строгой логикой развития.
Музыкальное наследие композитора обширно
и охватывает многие жанры
(за исключением оперы).
4 симфонии Брамса,
из которых особенно выделяется последняя,
— одно
из высших достижений симфонизма
2-й половины 19 в. Вслед
за Л. Бетховеном
и Ф. Шубертом Брамс понимал циклическую композицию симфонии как инструментальную драму, части которой объединены определённой поэтической идеей.
По художественной значимости
к симфониям Брамса примыкают его инструментальные концерты, трактованные как симфонии
с солирующими инструментами. Скрипичный концерт Брамса (1878) принадлежит
к числу наиболее популярных произведений этого жанра. Большой известностью пользуется также
2-й фортепианный концерт (1881).
Из вокально-оркестровых сочинений Брамса наиболее значителен «Немецкий реквием»
(1868)
с его эпическим размахом
и проникновенной лирикой. Разнообразна вокальная музыка Брамса, видное место
в которой занимают обработки народных песен. Произведения камерно-инструментального жанра относятся преимущественно
к раннему
(1-е фортепианное трио, фортепианный квинтет и др.)
и к позднему периодам жизни Брамса, когда возникли лучшие
из этих произведений, для которых характерны усиление героико-эпических черт
и одновременно субъективно-лирическая направленность
(2-е и 3-е фортепианное трио, сонаты для скрипки
и для виолончели
с фортепиано и др.). Фортепианные произведения Брамса отличаются контрапунктически развитой фактурой, тонкой мотивной разработкой. Начав
с сонат, Брамс
в дальнейшем писал для фортепиано главным образом миниатюры.
В фортепианных вальсах
и «Венгерских танцах» выразилось увлечение Брамса венгерским фольклором.
В последний период творчества Брамс создал фортепианные произведения камерного плана (интермеццо, каприччио).
Иоганнес Брамс
Johannes Brahms
04.03.16 / 20:05
Добавить досье и галерею
Поделись с друзьями: