Звёзды.ru
Музыка
Добавить в закладки

Эдвард Григ

Edvard Grieg

04.03.16 / 20:05
Эдвард Григ (Edvard Grieg, 1843–1907)
— норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Учился
в Лейпцигской консерватории
(1858–62),
в т. ч.
у И. Мошелеса
по классу фортепиано,
у К. Рейнеке
по композиции,
в 1863 продолжил занятия композицией
у Н. Гаде
в Копенгагене.
Там же познакомился
с композитором Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияние
на становление творческой индивидуальности Грига. Совместно
с Нурдроком, Э. Хорнеманом
и другими участвовал
в организации межскандинавского музыкального общества «Евтерпа».
С 1866 жил
в Кристиании (Осло), где
в 70-е гг. сблизился
с кругами передовой норвежской интеллигенции. Большое значение имела дружба Грига
с поэтом
и драматургом Б. Бьёрнсоном,
по произведениям которого Григ создал ряд музыкально-сценических сочинений (неоконченная опера «Улаф Трюгвасон», музыка
к пьесе «Сигурд Юрсальфар», эскизы
к опере «Арнльут Геллине», мелодраме для чтеца
и оркестра «Берглиот», множество романсов
и песен).
В 1871 Григ основал концертное Музыкальное общество (ныне Филармоническое общество).
С 1874 жил преимущественно
в Бергене,
с 1885 —
в Тролльхаугене.
В 80–90-е гг. достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист.
В 1888
в Лейпциге состоялось знакомство Грига
с П. И. Чайковским.
В 1898
в Бергене Григом был учреждён
1-й фестиваль норвежской музыки (проводятся поныне). Выступал как музыкальный критик (автобиографический очерк
«Мой первый успех», 1905; статья «Моцарт
и его значение для современности», 1906, и др.).
 
Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально. Преимущественно миниатюрист, Григ проявил себя как мастер фортепианной («Лирические пьесы»
и другие циклы)
и камерно-вокальной музыки. Ярко индивидуальный стиль Грига, тонкого колориста,
во многом близок музыкальному импрессионизму. Трактуя сонатную форму
по-новому, как «картинное чередование образов»
(Б. В. Асафьев) (струнный квартет,
3 сонаты для скрипки
и фортепиано, соната для виолончели
и фортепиано, соната для фортепиано), Григ драматизировал
и симфонизировал форму вариаций («Старонорвежский романс
с вариациями» для оркестра, «Баллада» для фортепиано и др.).
В ряде произведений воплотились образы народных легенд
и сказаний (части
из музыки
к пьесе
«Пер Гюнт», фортепианные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд»). Обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы
и особенности гармонии
и ритмики (широкое использование лидийского
и дорийского ладов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов и др.). Творчество Грига составило эпоху
в развитии норвежского искусства. Традиции Грига продолжали К. Синдинг, Ю. Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г. Шельдеруп, Э. Альнес,
а также современные норвежские музыканты К. Эгге, Х. Северуд, Э. Твейтт и др. Член Шведской музыкальной академии (1872), член Французской академии изящных искусств (1889), почётный доктор Кембриджского (1893), Оксфордского (1906) университетов.

Сочинения: Опера Улаф Трюгвасон
(не окончена); баллада для баритона, струнного оркестра
и 2 валторн
В плену гор (слова народные, 1878); для оркестра
— симфония (1864), увертюра Осенью
(2-я редакция 1887), Старонорвежский романс
с вариациями (1900, первоначально для
2 фортепиано, 1891), Симфонические танцы (1898); для струнного оркестра
— сюита
Из времён Хольберга (1885), транскрипции собственных песен
и фортепианных пьес; концерт для фортепиано
с оркестром (1868); камерно-инструментальные ансамбли
— струнный квартет (1878), Andante con moto для фортепиано, скрипки
и виолончели (1878),
3 сонаты для скрипки
и фортепиано (1865, 1867, 1887), соната для виолончели
и фортепиано (1883); для фортепиано
— Поэтические картинки (1863), Юморески (1865), Лирические пьесы
(10 тетрадей, 1867–1901),
Из народной жизни (1870), Баллада (1875), Листки
из альбома (1878), Настроения (1905); для голоса
с фортепиано — около 150 романсов
и песен,
в т. ч. вокальные циклы Мелодии сердца (слова Х. К. Андерсена, 1864),
По скалам
и фьордам (слова Х. Драхмана, 1886), Норвегия (слова И. Паульсена, 1893), Дитя
гор (слова А. Гарборга, 1895); для мужского хора
и солистов — Альбом обработок норвежских народных песен (1878), Возвращение
на родину (слова Б. Бьёрнсона, 1881); для смешанного хора a cappella

Ave Maris Stella (1898),
4 псалма
на темы старинных норвежских церковных песнопений (1906); музыка
к спектаклям драматического театра
— «Сигурд Юрсальфар» Бьёрнсона (1872),
«Пер Гюнт» Г. Ибсена (1876;
2 сюиты для оркестра
из музыки
к драме, 1888, 1896) и др.


 
Автор: Звезды.ру

Количество просмотров: 12 584
Добавить досье и галерею
Поделись с друзьями:
Похожие новости
Самое популярное за неделю