Звёзды.ru
Музыка
Добавить в закладки

Сергей Сергеевич Прокофьев

Sergey Prokofiev

04.03.16 / 20:05

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953)
— советский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947).
С 1902 занимался композицией
у Р. М. Глиэра.
С 1904 учился
в Петербургской консерватории
у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола (музыкально-теоретические дисциплины), А. Н. Есиповой (фортепиано), Н. Н. Черепнина (дирижирование); окончил
её как композитор (1909)
и пианист (1914).
В годы учёбы
в консерватории начал концертную деятельность.
В 1918–33 жил
за рубежом;
с успехом гастролировал
в Европе
и Америке.
В 1927, 1929
и 1932 предпринял концертные поездки в СССР.   


Музыка Прокофьева
— крупнейшего композитора 20 в.
— воплощает гармоничное
и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна
по содержанию, соединяющему
в себе эпос
и лирику, драматизм
и юмор, характеристичность
и психологизм. Прочно связанное
с традициями прошлого, творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства
в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое
и новаторское явление современной эпохи. Оперное
и балетное творчество Прокофьева, охватывающее широкий круг нетрадиционных сюжетов, новые принципы
и приёмы музыкальной драматургии, принадлежит
к числу реформаторских завоеваний музыкального театра (сотрудничал
с С. П. Дягилевым, В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым).
 
Уже
в операх 1910–
1920-х гг. («Игрок», «Любовь
к трём апельсинам», «Огненный ангел») проявились особенности творческого метода Прокофьева
— напряжённость
и непрерывность музыкально-драматургического развития, лиризм
в сочетании
с острой характерностью, гибкость
и точность вокальной декламации.
От «Игрока»
и «Огненного ангела», развивавших традиции русской речитативной оперы (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский), тянутся нити
к опере «Семён Котко»

народно-бытовой драме
о событиях Гражданской войны
и военной интервенции
1918–20
на Украине,
в которой декламационность обогащается национальной народной песенностью. Опыт работы над национальной историко-героической тематикой
в жанре киномузыки (кинофильм «Александр Невский», «Иван Грозный»,
в содружестве
с режиссёром С. М. Эйзенштейном) оказал большое влияние
на стиль композитора (проникновение
в музыку приёмов кинодраматургии)
и подготовил патриотическую
оперу-эпопею «Война
и мир».
 


 
Характерные черты народной музыкальной драмы, включающей развёрнутые народные
и батальные сцены
с большой ролью хора, слиты
в ней
с традициями лирической оперы
— психологизмом выразительных речитативных сцен, развитых арий
и ансамблей.
В ней,
а также
в последней опере
— «Повесть
о Настоящем человеке» (где использованы подлинные народные мелодии) наиболее ярко воплотилась связь стиля Прокофьева
с русским музыкальным фольклором, свойственная большинству его сочинений. Опера «Обручение
в монастыре» завершила поиски Прокофьева
в области современной комической оперы.
Сюжетное
и жанровое многообразие отличает балеты Прокофьева
20-х — начала
30-х гг. («Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», «Стальной скок», «Блудный
сын»,
«На Днепре»). Балеты Прокофьева
2-й половины
30-х — начала
50-х гг. («Ромео
и Джульетта», «Золушка», «Сказ
о каменном цветке») принесли советскому балетному театру мировую славу. Богатство шекспировских образов «Ромео
и Джульетты», глубина трагического конфликта обусловили широту симфонического развития
в балете, новаторскую трактовку хореографии
и музыки, выпуклость музыкальных характеристик. Продолжая традиции балетов П. И. Чайковского, Прокофьев создал современные классические образцы жанра.
Не менее значительны достижения Прокофьева
в других жанровых сферах. Таковы, прежде всего, его
7 симфоний, своеобразно синтезирующие
и развивающие традиции эпического, драматического
и лирико-жанрового симфонизма.
 

1-я симфония оригинально претворяет черты гайдновского симфонизма.
2-я симфония
(2-частная) сочетает
в себе драматическую напряжённость
и жёсткость
с красотой русского распева, подвергнутого изобретательному вариационному развитию. Тесно связаны
с театральным творчеством лирико-драматическая
3-я (тематизм «Огненного ангела»)
и лирико-жанровая
4-я («Блудного сына») симфонии. Эпическая, насыщенная современным содержанием
5-я
(по словам Прокофьева, «симфония величия человеческого духа»)
и лирико-драматическая
6-я симфонии навеяны событиями Великой Отечественной войны
1941–45. Ясностью
и гармоничностью отличается музыкально-образный строй лирико-созерцательной, просветлённой
7-й симфонии.
 


 
Самобытный стиль фортепианных сочинений Прокофьева
(9 сонат
и 5 концертов, циклы)
с его ударной трактовкой инструмента
и преломлением раннеклассицистских фактурных приёмов сыграл значительную роль
в формировании нового пианизма
в музыке 20 в. Музыка Прокофьева, завоевав огромную популярность
во всём мире, оказала значительное влияние
на творчество многих советских
и зарубежных композиторов. Ленинская премия (1957, посмертно), Государственная премия СССР (1943; три

в 1946; 1947; 1951). Член Национальной академии
«Санта-Чечилия»
в Риме (1934), Шведской королевской музыкальной академии (1947), почётный член «Умелецкой беседы»
в Праге (1946).

Сочинения: Оперы
— Маддалена (1911;
2-я редакция 1913), Игрок
(по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва), Любовь
к трём апельсинам
(по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград), Огненный ангел
(по В. Я. Брюсову, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь), Семён Котко (1940, Москва), Обручение
в монастыре (Дуэнья,
по Р. Шеридану, 1946, Ленинград), Война
и мир
(по Л. Н. Толстому, 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там
же), Повесть
о настоящем человеке
(по Б. П. Полевому, концертное исполнение 1948, Ленинград;
2-я редакция 1960, Москва); балеты
— Сказка про шута, семерых шутов перешутившего (1921, Париж), Стальной скок (1927, Париж), Блудный
сын (1929, там
же),
На Днепре (1932, там
же), Ромео
и Джульетта
(по У. Шекспиру, 1938, Брно; 1940, Ленинград), Золушка (1945, Москва), Сказ
о каменном цветке
(по П. П. Бажову, 1954, Москва); для солистов, хора
и оркестра — оратория
На страже мира (слова С. Я. Маршака, 1950), кантаты,
в т. ч.
К 20-летию Октября
(текст-монтаж Прокофьева
из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, 1937), Александр Невский (1939), вокально-симфонические сюиты,
в т. ч. Зимний костёр (слова С. Я. Маршака, 1949); для оркестра

7 симфоний (Классическая, 1917; 1924; 1928; 1930,
2-я редакция 1947; 1944; 1947; 1952),
Ала и Лоллий (Скифская сюита, 1915), симфоническая сказка Петя
и волк (1936),
Два пушкинских вальса (1949), различные сюиты, поэмы, увертюры и др.; концерты
с оркестром —
5 для фортепиано (1912; 1913,
2-я редакция 1923; 1921; 1931, для левой руки; 1932),
2 для скрипки (1917, 1935), симфония-концерт для виолончели (1952) и др.; камерно-инструментальные ансамбли,
в т. ч. сонаты для скрипки
и фортепиано, соната для виолончели
и фортепиано, соната для флейты
и фортепиано,
2 квартета; для фортепиано —

9 сонат, циклы Сарказмы, Мимолётности, Сказки старой бабушки, пьесы; романсы, песни; музыка
к спектаклям драматического театра и кинофильмам.


 
Автор: Звезды.ру

Количество просмотров: 11 258
Добавить досье и галерею
Поделись с друзьями:
Похожие новости
Самое популярное за неделю