Кортни Лав (Courtney Love) отлично знает себе цену. "Я не женщина, я природная стихия", - говорит она. Самоуверенная, пробивная и прямолинейная, непостоянная и вызывающе противоречивая, Кортни Лав - одна из наиболее скандально известных фигур в альтернативном роке. Она настолько ловко научилась продавать собственный миф, иллюзию своей значимости, что очень многие и в самом деле привыкли воспринимать ее, как лицо и голос целого поколения.
Между тем известность ей принесли не столько ее музыкальные достижения, сколько сопутствующая шумиха - эпатажные интервью, звездный брак с Куртом Кобейном, статус его вдовы, которая самовольно присвоила себе право вещать от имени рок-н-ролльной революции. Все это вместе можно рассматривать как громкую и довольно удачную промо-кампанию по раскрутке одной-единственной персоны - по-своему талантливой и неординарной Кортни Лав.
9 июля 1964 года в семье Хэнка Харрисона (большого поклонника группы Grateful Dead) и Линды Кэролл (психолога по профессии) родилась девочка, которую назвали Кортни Мишель (Courtney Michelle). Харрисон и Кэрол исповедовали идеологию хиппи, так что свои первые годы Кортни провела в хипповских коммунах. Хотя она появилась на свет в Сан-Франциско, ее школьные годы прошли в Европе, Новой Зеландии, а затем в Орегоне. Несколько лет она занималась балетом, а уже подростком увлеклась рок-музыкой, слушала панк и новую волну (стили, которые кардинально повлияют на эстетику ее будущей группы Hole). После школы, объездив в поисках приключений Ирландию, Японию и Англию, Кортни отправилась в Лос-Анджелес, где собиралась реализовать свои актерские амбиции.
В 1986 году она пробовалась на главную роль в фильме режиссера Алекса Кокса (Alex Cox) "Sid and Nancy", посвященном басисту Sex Pistols Сиду Вишезу (Sid Vicious). Играть Нэнси Спаген (Nancy Spungen), любовницу культового музыканта, доверили другой актрисе, а Кортни пришлось довольствоваться ролью ее подружки. Алекс Кокс снял ее еще в одной своей картине "Straight to Hell". Ни один из фильмов не принес Кортни желаемой известности. Тогда она решила поискать счастья (то есть славы) на музыкальном поприще.
Переехав в Миннеаполис, Кортни Лав собрала постпанк-группу Babes in Toyland. Играли в ней исключительно женщины, и одна из них, Кэт Бьелланд (Kat Bjelland), со временем потеснила Кортни. Лишившисьместа, Кортни попробовала было поучаствовать в одной из ранних инкарнаций Faith No More, но тоже получила отставку. И тут судьба сделала крутой вираж и занесла ее на Аляску, где после всех попыток добиться признания и славы Кортни устроилась работать стриптизершей в местный клуб.
В 1989 году Лав потянуло обратно в теплые края и она вернулась в Лос-Анджелес. Кинематографисты могли пока расслабиться - на повестке дня у Лав стояло создание новой рок-группы. Так появилась команда Hole, в которой играли Эрик Эрландсон (Eric Erlandson; гитара), Джилл Эмери (Jill Emery; бас) и Кэролайн Ру (Caroline Rue; барабаны). В первоначальном виде Hole представляли собой одну из самых громких и абразивных групп на альтернативной сцене. Дебютный альбом команды "Pretty on the Inside" был издан в 1991 году. Эта яростная и непредсказуемая запись заслужила многочисленные похвалы критиков, причем особенно усердствовала британская музыкальная пресса.
В феврале 1992 года Кортни вышла замуж на лидера Nirvana Курта Кобейна. Эта семейная пара никогда не выпадала из поля зрения журналистов, регулярно поставляя новости для скандальных хроник. Поползли слухи о не переводящихся у них наркотиках, журнал "Vanity Fair" утверждал даже, что Кортни принимала героин во время беременности. И когда в августе 1992 года у них родилась дочь Фрэнсис Бин Кобейн (Frances Bean Cobain), новоиспеченных родителей едва не лишили родительских прав. Им пришлось через суд бороться за право воспитывать собственную дочь.
Летом 1993 года Лав произвела перестановку кадров в Hole, введя в состав басистку Кристен Пфафф (Kristen M. Pfaff) и барабанщицу Пэтти Шемель (Patty Schemel). Она готовила свой первый альбом на лейбле-мэйджоре DGC Records, поп-ориентированный "Live Through This". За четыре дня до официальной даты релиза Курта Кобейна нашли мертвым в их доме в Сиэтле. Он застрелился. А через два месяца от передозировки героина умерла новая басистка Hole Кристен Пфафф. Хотя второй альбом группы к этому времени был уже в основном записан, постфактум он воспринимался, как предостережение и даже предсказание - так много в нем звучало боли, переживания трагической утраты. Даже его название "Live Through This" («Пережить это») казалось грустной иронией.
Ходили слухи, что Кобейн был одним из активных соавторов альбома, но Лав категорически это отрицала. Никаких неопровержимых доказательств авторства Курта никто привести так и не смог. Летом 94 года Hole начали гастрольный тур, пригласив новую басистку Мелиссу Ауф Дер Мор (Melissa Auf Der Maur). До конца года команда почти не прекращала выступать, отметившись и на пятом фестивале Lollapalooza. В результате всех стараний диск "Live Through This" поднялся всего до 52 строки рейтинга Billboard, но со временем разошелся миллионным тиражом. Многие издания, в том числе "Rolling Stone" и "Village Voice", включили "Live Through This" в число лучших альбомов года.
Не испытывая прилива вдохновения, артистка опять вспомнила о своих актерских амбициях. А заодно создала совместную компанию Nirvana L.L.C. вместе с Крисом Новоселиком (Kris Novoselic) и Дэйвом Гролом (Dave Grohl), бывшими музыкантами Nirvana. Цель этой ассоциации - контролировать любые переиздания записей группы, защищая интересы всех трех сторон, участниц соглашения. Но мирного сотрудничества у них не получилось, между Лав и музыкантами Nirvana разыгрался конфликт, который широко обсуждался в прессе.
За неимением нового материала Hole выпустили два сборника редких записей - ЕР "Ask for It" в 1995 году и LP "My Body, the Hand Grenade" в 1997-м. В мае 98 года, когда работа над следующим лонг-плеем подходила к концу, артистка для поддержания публики в тонусе немного поскандалила: на одном из показов моды в Лос-Анджелесе набросилась на ведущую колонки моды в журнале "Nightlife", которая пыталась ее сфотографировать. Журналистка подала в суд за "оскорбление словом и действием, пренебрежительное отношение и намеренное причинение эмоционального стресса".
Наконец, в сентябре 1998 году Hole подготовили третий студийный альбом "Celebrity Skin". Музыкальным консультантом записи согласился стать давний друг Кортни Билли Корган (Billy Corgan), с которым Кортни приписывали любовную связь желтые газеты. Публика приняла альбом неоднозначно, но у Лав оставалось еще достаточно поклонников, чтобы "Celebrity Skin" приземлился в Тор 10 американского поп-чарта, а со временем получил платиновый сертификат.
Открывать промо-тур пришлось с новой барабанщицей Самантой Мэлони (Samantha Maloney; экс-Shift), которая заменила неожиданно ушедшую Пэтти Шемель. Когда турне походило к концу, Ауф Дер Мор объявила, что переходит в Smashing Pumpkins, а Мэлони предпочла присоединиться к Mоtley Crue. Но расстроило артиску даже не столько это, сколько недостаточный, по ее мнению, промоушен альбома. Да и своим контрактом она была недовольна и подала в суд на компанию Universal Music Group, запрещавшую ей продавать свою музыку через интернет.
Не в характере Кортни Лав было долго переживать по какому-либо поводу; не вышло в музыке - она снова возобновила актерскую карьеру. Причем вполне успешно. В 1999 году за роль в фильме Милоша Формана "The People Vs. Larry Flynt" («Народ против Ларри Флинта») она была номинирована на Golden Globe. В следующие несколько лет певица вела довольно скромную (по сравнению с прошлыми подвигами) жизнь, изредка снимаясь в кино и обдумывая новые музыкальные начинания.
Лав взбунтовалась и заварила новый скандал, только когда узнала, что Крис Новоселик и Дэйв Грол готовят ретроспективный бокс-сет Nirvana, включающий 45 песен, в том числе две неизданных. Она подала иск в суд и сделала все, чтобы приостановить подготовку издания. Началась изнурительная судебная волокита, активно муссируемая прессой, а между тем певица объявила, что ликвидирует Nirvana L.L.C. и собирается сама опубликовать сборник лучших хитов Nirvana.
В начале 2001 года артистка вознамерилась запустить новый проект под названием Bastard. Репетиции она начала вместе с гитаристкой Лиуз Пост (Louise Post; экс-Veruca Salt), басисткой Джиной Кросли (Gina Crosley; экс-Rockit Girl) и старой знакомой Пэтти Шемель за ударной установкой. В своей типичной манере Кортни построила отношения таким образом, что группа распалась, не успев даже толком сыграться. Вплоть до этого времени судьба Hole формально так и оставалась под вопросом, но фактически команда уже давно перестала существовать. И когда в мае 2002 года Лав объявила о роспуске Hole, эту новость публика восприняла абсолютно спокойно.
Между тем продолжалась ее неравная борьба с волчьими законами шоу-бизнеса. Суд продолжал рассматривать ее иск против Universal, а певица по такому случаю поспешила обнародовать известные ей многочисленные факты притеснения артистов и нечестного ведения бизнеса со стороны музиндустрии. На конференции South by Southwest весной 2002 года она решительно заявила, что собирается произвести революцию в музыкальной индустрии.
Вместо разрушительной революции Кортни Лав всерьез занялась своей сольной карьерой. И в феврале 2004 года выпустила альбом "America's Sweetheart". Даже скандал накануне релиза - арест в лондонском аэропорту Хитроу за хулиганское поведение на борту самолета во время рейса из Лос-Анджелеса - мало помог его раскрутке. Альбом отметился на 53 строке рейтинга Billboard, и на большее трудно было рассчитывать. Ее сольная работа выглядела слишком бледно и предсказуемо, что в общем-то было неудивительно, если вспомнить, что уже шесть лет Кортни фактически жила вне музыки. По отзыву американского критика, "эти песни - смесь плохого лос-анжелесского панка с плохим лос-анжелесским металлом".
Чтобы интерес публики окончательно не ослабевал, осенью 2004 года Лав планирует опубликовать свой дневник (неизвестные тексты песен, заметки, письма Курту Кобейну, фотографии из семейного архива). У нее есть еще один шанс поиграть на имени своего бывшего мужа, ведь согласно одному из недавних опросов, в списке самых горячих рок-н-ролльных пар Кортни Лав и Курт Кобейн оказались безусловными лидерами. И не беда, что в рейтинге музыкального канала VH1 среди наиболее влиятельных женщин в рок-н-ролле Лав занимает всего 68 место. Хотя это тоже кое-что значит.