Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven, 1770–1827)
— немецкий композитор, пианист, дирижёр. Первоначальное музыкальное образование получил
у отца, певчего Боннской придворной капеллы,
и его сослуживцев.
С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Бетховена
в духе немецкого просветительства.
С 13-летнего возраста органист Боннской придворной капеллы.
В 1787 Бетховен посетил
в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство фортепианной импровизации. После окончательного переезда
в Вену (1792) Бетховен как композитор совершенствовался
у Й. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера, пользовался советами И. Шенка, А. Сальери, Э. Фёрстера. Концертные выступления Бетховена
в Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Буде проходили
с огромным успехом.
К началу
1800-х гг. Бетховен
— автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом
и новизной музыкального языка.
В их числе: фортепианные сонаты № 8 («Патетическая»)
и 14
(т. н. Лунная), первые
6 струнных квартетов.
В 1800 была исполнена
1-я симфония Бетховена. Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились
в 1797, заставила Бетховена впоследствии постепенно сократить концертную деятельность,
а после 1815
от неё отказаться.
В произведениях
1802–12 полностью выявились характерные признаки зрелого стиля Бетховена.
В последний период творчества появились его величайшие создания
—
9-я симфония
с заключительным хором
на слова оды
«К радости» Шиллера
и Торжественная месса,
а также шедевры его камерной музыки
— сонаты для фортепиано
№ 28–32
и квартеты
№ 12–16.
На формирование мировоззрения Бетховена сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции; его творчество тесно связано
с современным ему искусством, литературой, философией,
с художественным наследием прошлого (Гомер, Плутарх, У. Шекспир, Ж. Ж. Руссо, И. В. Гёте, И. Кант, Ф. Шиллер). Основной идейный мотив творчества Бетховена
— тема героической борьбы
за свободу, воплощённая
с особенной силой
в 3-й,
5-й,
7-й
и 9-й симфониях,
в опере «Фиделио»,
в увертюре «Эгмонт»,
в фортепианной сонате № 23
(т. н. Appassionata) и др. Вместе
с тем Бетховен создал много сочинений, выражающих тончайшие личные переживания. Бесконечно широк лирический диапазон его adagio и largo.
Представитель венской классической школы, Бетховен вслед
за Й. Гайдном
и В. А. Моцартом разрабатывал формы классической музыки, позволяющие отразить разнообразные явления действительности
в их развитии. Сонатно-симфонический цикл был Бетховеном расширен, наполнен новым драматическим содержанием.
В трактовке главной
и побочной партий
и их соотношения Бетховен выдвинул принцип контраста как выражение единства противоположностей. Этим
в значительной мере обусловлены расширение круга тональностей побочных партий, повышение роли связующих
и заключительных партий, увеличение масштаба разработок
и введение
в них новых лирических тем, динамизация реприз, перенесение общей кульминации
в развёрнутую коду.
С этим же связано
и более широкое понимание границ тональности
и сферы действия тонального центра, чем
у его предшественников. Бетховен расширил оркестровые диапазоны ведущих голосов, интенсифицировал выразительность всех оркестровых партий. Важную роль
в формировании стиля композитора сыграла его работа над техникой варьирования
и вариационной формой. Совершенствуя найденную
им форму свободных вариаций (финал фортепианной сонаты № 30, вариации
на тему Диабелли,
3-я и 4-я части
9-й симфонии и др.), Бетховен существенно обогатил
и традиционные типы варьирования (Andante
из 5-й симфонии,
32 вариации для фортепиано
c-moll, медленные части фортепианных сонат № 23
и 32).
С новым принципом сочинения вариаций связан
и новый подход
к полифонической технике.
В произведениях последнего периода имитационная полифония фигурирует как составной элемент разработок (фортепианная соната № 28), как начальная или заключительная часть цикла (фортепианные сонаты
№ 29, 31, квартет № 14). Большое значение приобретает контрастная (неимитационная) полифония. Так,
в Allegretto
из 7-й симфонии тема
и контрапункт образуют мелодическое «двуединство», обладающее совершенно особой, глубоко проникновенной экспрессией.
Богатый материал для изучения творческого метода Бетховена дают наброски
и эскизы, которые сохранились
в его музыкальном архиве (свыше 7500 листов). Большой биографический интерес представляют
т. н. разговорные тетради, которыми Бетховен пользовался для ведения бесед
с момента наступления полной глухоты (1818). Наследие Бетховена изучали русские музыканты; упоминания
о его произведениях часто встречаются
в русской классической литературе
и литературной критике. Многочисленные статьи А. Н. Серова, В. В. Стасова, В. В. Асафьева внесли вклад
в мировую бетховениану
<…>
Сочинения: Опера
— Фиделио
(1-я редакция под названием Леонора, постановка под названием Фиделио, или Супружеская любовь, 1805, Вена;
2-я редакция
с добавлением увертюры Леонора
№ 3, 1806, Вена;
3-я редакция 1814, Вена); балеты,
в т. ч. Творения Прометея (1801, Вена); для солистов, хора
и оркестра — оратория Христос
на Масличной горе (1803), Месса
C-dur (1807), Торжественная месса (1823), кантаты; для симфонического оркестра
—
9 симфоний
(1-я, 1800;
2-я, 1802;
3-я, Героическая, 1804;
4-я, 1806;
5-я, 1808;
6-я, Пасторальная, 1808;
7-я, 1812;
8-я, 1812;
9-я, 1823); увертюры
—
к трагедии «Кориолан» Коллина (1807),
к трагедии «Эгмонт» Гёте (1810) и др.; концерты для инструментов
с оркестром —
5 для фортепиано
(1-й, 1795;
2-й, 2-я редакция 1798;
3-й, 1800;
4-й, 1806;
5-й, 1809), для скрипки (1806), Тройной концерт для фортепиано, скрипки
и виолончели (1804); камерно-инструментальные ансамбли
—
16 струнных квартетов (1798–1826),
10 сонат для фортепиано
и скрипки
(в т. ч. 9-я, «Крейцерова», 1803),
5 сонат для фортепиано
и виолончели; для фортепиано
—
32 сонаты, вариационные циклы
(в т. ч.
32 вариации
c-moll; багатели); песни,
в т. ч. цикл
К далёкой возлюбленной (1816); обработки народных песен; музыка
к спектаклям драматического театра и др.
Людвиг ван Бетховен
Ludwig van Beethoven
04.03.16 / 20:05
Добавить досье и галерею
Поделись с друзьями: