Звёзды.ru
Музыка
Добавить в закладки

Франц Йозеф Гайдн

Franz Jozeph Haydn

04.03.16 / 20:05
Йозеф Гайдн (Joseph Haydn, 1732–1809)
— австрийский композитор. Первоначальное музыкальное образование получил
у школьного учителя
и регента И. М. Франка
в Хайнбурге.
В 1740–49 пел
в хоре собора св. Стефана
в Вене, совершенствовался
в игре
на клавире, скрипке, органе.
В 1753–56 работал аккомпаниатором
у итальянского композитора
и вокального педагога Н. Порпоры, изучал основы композиции.
В 1759–61 дирижёр капеллы
у чешского графа Морцина
в имении Лукавице (близ Пльзеня), где написал первые симфонии;
в 1761–90 капельмейстер князей Эстерхази:
до 1766
в Айзенштадте, затем
в их резиденции (Эстерхаза), где создал большинство произведений. Годы
1791–92
и 1794–95 Гайдн провёл
в Лондоне.
В 1792
в Вене учеником Гайдна был Л. Бетховен. Последние годы Гайдн жил
в Вене. Почётный доктор Оксфордского университета (1791), член Шведской королевской музыкальной академии (1798), почётный гражданин г. Вена (1804), почётный член Музыкального общества г. Лайбах (ныне Любляна, 1804), Филармонического общества
в Петербурге (1808).
 
Гайдн
— представитель венской классической школы. Способствовал формированию классических жанров (симфония, соната, концерт для инструментов
с оркестром, квартет), форм (прежде всего сонатная форма
и сонатно-симфонический цикл), принципов развития (мотивно-тематическая разработка), состава оркестра
(т. н. двойной). Сочинения Гайдна характеризуют оптимистический тонус, многогранность содержания, стройность
и соразмерность пропорций. Философская глубина сочетается
в них
с непритязательностью бытовых
и юмористических образов. Гайдн опирался
на достижения австрийских,
северо-немецких, итальянских, французских, чешских мастеров.
В традициях венского бытового музицирования созданы многие дивертисменты
и струнные трио, которые одновременно явились основой для кристаллизации классического жанра струнного квартета
у Гайдна. Творчество Гайдна отличает широта фольклорных связей (австрийского, немецкого, венгерского, славянского, особенно хорватского, влияния). Квартеты
и симфонии
50–60-х гг. ещё близки бытовым сюитным жанрам.
В произведениях начала
70-х гг. заметны лирико-драматические тенденции,
в чём сказались влияние К. Ф. Э. Баха
и творческая близость Гайдна литературному течению «Буря
и натиск» (Траурная симфония, Прощальная симфония, квартеты
1771–72 и др.). Переломными для его творчества явились
т. н. Русские квартеты (1781; посвящены великому князю Павлу);
в них оформился классический инструментальный стиль, который достиг расцвета
в «Парижских»
(1785–86)
и «Лондонских»
(1791–95) симфониях.
К концу 1790
— началу
1800-х гг. относятся лучшие вокально-симфонические произведения Гайдна, среди них
— оратории «Сотворение мира»
(1798)
и «Времена года»
(1801).
В Рорау (близ Вены)
в 1959 открыт музей Гайдна.
 
Сочинения: Оперы,
в т. ч. зингшпиль Хромой
бес (1753, Вена; под названием Новый хромой
бес — 1758, там
же,
не сохранился),
оперы-сериа Ацис
[и Галатея] (1763, Айзенштадт), Армида (1784),
оперы-буффа Аптекарь (1768), Лунный
мир (1777), Истинное постоянство (1779), героико-комическая опера
Роланд-паладин (1782, все
— Эстерхаза); для солистов, хора
и оркестра — оратории,
[/b]
в т. ч. Семь слов спасителя
на кресте (1796; первоначально
— оркестровые пассионы, 1787), Сотворение мира (1798), Времена года (1801); мессы
(14),
в т. ч.
Нельсон-месса (1798), Месса Терезия (1799), Harmoniemesse (1802); кантаты;
2 Те Deum; Stabat mater
и другие духовные произведения; хоровые произведения, сольные кантаты
и арии для голоса
с оркестром; для оркестра
— свыше 100 симфоний,
в т. ч.
№ 6, Утро;
№ 7, Полдень;
№ 8, Вечер
(все 1761), № 44, Траурная (1772), № 45, Прощальная (1772), № 48, Мария Терезия (1769), № 49, Страсть (1768),
6 Парижских симфоний
(1785–86), № 92, Оксфордская (1789),
12 Лондонских симфоний
(1791–95); увертюры; танцы, марши; концерты (свыше
30) для одного или нескольких инструментов
с оркестром,
в т. ч. для клавира, для скрипки, для виолончели; для ансамбля инструментов
— дивертисменты, струнные квартеты,
в т. ч.
6 Солнечных (1772),
6 Русских (1781),
6 Прусских (1787); трио; дуэты; для фортепиано

в 2 руки: сонаты, пьесы, танцы;
в 4 руки — пьесы; для голоса
и голосов
с фортепиано,
в т. ч. около 50 песен.
 
Автор: Звезды.ру

Количество просмотров: 10 998
Добавить досье и галерею
Поделись с друзьями:
Похожие новости
Самое популярное за неделю