Фридерик Шопен
(Frédéric Chopin,
1810–49) — польский композитор, пианист. Первоначальное музыкальное образование получил
у В. Живного, затем обучался под руководством Ю. Эльснера
в Высшей музыкальной школе
в Варшаве.
На формирование мировоззрения композитора оказали влияние борьба
за независимость Польши (восстание под руководством Т. Костюшко
в 1794,
в котором принимал участие отец композитора
— Николай Шопен, выходец
из Франции),
а также идеи польского литературного романтизма (К. Бродзиньский, А. Мицкевич, Ю. Словацкий). Рано проявившаяся гениальность композитора
и пианиста (первые полонезы изданы
в 1817) развивалась
в творчески насыщенной атмосфере предреволюционной Варшавы, где Шопен усваивал опыт польских композиторов (Ф. Островского, М. Шимановской, М. Огиньского и др.)
и венской классической школы.
В ранних произведениях органично использованы обработки народных мелодий (Большая фантазия
на польские темы
B-dur для фортепиано
с оркестром), освоены жанры фортепианных миниатюр
(в т. ч. ноктюрн),
а также крупные формы (соната для фортепиано
№ 1, фортепианное трио). Вершины раннего периода
—
2 концерта для фортепиано
с оркестром.
Шопен-виртуоз получил признание
в Вене, где выступал
с концертами
в 1829
и 1830–31. После поражения польского восстания
(1830–31) Шопен, связанный
с участниками восстания,
не смог вернуться
на родину
и остался
до конца жизни
в Париже, куда прибыл осенью 1831. Париж обогатил его новыми впечатлениями литературной, художественной
и музыкальной жизни (знакомство
с Г. Гейне, Ж. Санд, А. Мюссе, О. Бальзаком, Э. Делакруа, В. Беллини, Г. Берлиозом, Ф. Листом, Ф. Мендельсоном и др.). Отказавшись
от карьеры виртуоза (Шопен много выступал
в открытых концертах только
в первые годы жизни
в Париже),
он сосредоточил свои поиски
в области композиторского творчества, создав
в 1830–40-х гг. выдающиеся произведения
в различных жанрах фортепианной музыки.
Их объединяет тема Родины, приобретающая
то героико-драматический
и трагедийный характер (этюд
№ 12, прелюдии
a-moll
и d-moll, скерцо
№ 1, баллада
№ 1, соната
b-moll
с траурным маршем, полонезы
es-moll,
fis-moll),
то глубоко лирический (ноктюрны, мазурки), народно-жанровый (мазурки) или торжественно-триумфальный (полонезы
A-dur,
As-dur).
В произведениях
1840-х гг. эти образы находят гармоничное единение (фантазия
f-moll, соната
h-moll и др.).
В 1835
и 1836 Шопен выезжал
в Германию,
в 1837 —
в Лондон. Зиму
1838–39 провёл
на острове Майорка (Испания).
В последние годы жизнь Шопена осложнилась необеспеченным материальным положением, разрывом
с Ж. Санд
и тяжёлой болезнью. После кончины Шопена его сердце
(по желанию композитора) было перевезено
на родину,
в Желязову-Волю.
Глубоко национальное
и подлинно народное творчество Шопена
— родоначальника польской музыкальной классики, выдающегося пианиста своего времени
— уникальное явление
в истории музыки. Ограничив себя почти исключительно рамками фортепианной музыки,
он сконцентрировал
в ней разнообразнейшие
и наиболее перспективные художественные тенденции времени. Художественный мир Шопена отличается универсализмом: глубочайшая психологичность
и сокровенный лиризм сочетаются
с постоянным ощущением объективной жизненной реальности, тонкость
в передаче отдельных настроений
—
с крупным рельефом драматического развития, мечтательная созерцательность
—
с активной действенностью. Характерная особенность его музыкального языка
— новаторский синтез. Композитор-романтик, Шопен
в своих сочинениях развивал принципы бетховенского симфонического метода,
а также
(в миниатюрах) баховских импровизационных форм.
В то же время его произведения отличает моцартовское совершенство пропорций. Мелодика Шопена соединила вокальность
и инструментальность, песенность
и танцевальность, кантиленное
и речевое начала, претворила характерные черты польского народного мелоса
и итальянского оперного бельканто.
В ладово-гармонической сфере опора
на диатонические лады соединилась
с утончённой хроматикой, ладовая переменность
—
с развитой модуляционной
(в т. ч.
и энгармонической) техникой, предвосхитившей многие открытия
в области гармонии Ф. Листа, Р. Вагнера, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина. Шопен раскрыл богатейшие возможности фортепианной фактуры, создав выразительные типы фигурационного тематизма, «поющей» гармонии. Фортепианный стиль Шопена, тесно связанный
с его исполнительским стилем, отличается всепроникающим мелодизмом, гибкостью
и пластичностью, сочетанием крупного штриха
с тончайшей отделкой деталей, поэтической одухотворённостью целого. Влияние разнообразнейших жанровых связей Шопена сказалось
на всех выразительных средствах
(в т. ч.
и на ритмике). Разные типы польских деревенских
и городских танцев (мазур, куявяк, оберек, полонез), вальс, хорал, марш,
их жанровые признаки, появляясь
в различных комбинациях, подтверждают глубинную жизненную основу музыки Шопена
и придают ей особую многомерность
и содержательную ёмкость.
Жанры
и формы фортепианного творчества Шопена обобщают важнейшие тенденции музыкального романтизма. Равнозначное место занимают
у Шопена
и миниатюра,
и крупная (одночастная или циклическая) форма.
Он возродил
на романтической основе жанр прелюдии, создал образцы художественного (концертного) этюда, облёк
в классически совершенную форму жанры ноктюрна
и экспромта,
а также опоэтизированных
и драматизированных танцевальных жанров
— мазурки, полонеза, вальса. Явился создателем жанра инструментальной баллады, черты которой проникли
во многие его сочинения, превратил
в самостоятельный жанр скерцо, создал замечательный образец романтической фантазии.
В балладах, скерцо, фантазиях складывается одночастная смешанная (свободная) форма
с чертами внутренней цикличности. Зрелые сонаты Шопена
по своей концепционности
и интенсивности развития равнозначны симфониям.
Творчество Шопена оказало огромное влияние
на многие поколения музыкантов.
С 1927
в Варшаве каждые
5 лет проводятся международные конкурсы пианистов имени Шопена.
В 1934 организован Институт Шопена
(с 1950 — Общество им. Ф. Шопена). Общества Шопена существуют
в ЧССР, ГДР, Австрии,
до 2-й мировой войны
1939–45 существовало
во Франции.
В 1932
в Желязовой-Воле открыт
Дом-музей Шопена,
в 1985 — основана Международная федерация обществ Шопена.
Сочинения: Для фортепиано
с оркестром —
2 концерта (1829, 1830), вариации (1828), рондо (1828), фантазия (1829), Andante spianato
и полонез
(1831–35); камерно-инструментальные ансамбли
— соната для виолончели
и фортепиано (1846), интродукция
и полонез для фортепиано
и виолончели (1830), фортепианное трио (1829) и др.; для фортепиано
—
3 сонаты
(1828–44), фантазия (1841),
4 баллады
(1835–42),
4 скерцо
(1832–42),
4 экспромта
(1834–42),
21 ноктюрн
(1827–46),
4 рондо
(1825–34),
27 этюдов
(1829–39),
17 вальсов
(1827–47), около
60 мазурок,
16 полонезов
(1817–46),
25 прелюдий
(в т. ч.
24 прелюдии,
1831–39), тарантелла (1841), болеро (1833),
3 экоссеза (1830), баркарола (1846), колыбельная (1844), несколько циклов вариаций и др.;
19 песен для голоса
с фортепиано
(1829–47).
Фредерик Шопен
Frederic Francois Chopin
04.03.16 / 20:05
Добавить досье и галерею
Поделись с друзьями: