Модест
Петрович Мусоргский
(1839–81) — русский композитор.
В раннем детстве обучался игре
на фортепиано под руководством матери,
к тому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации.
С 1849 постоянно жил
в Петербурге. Учился
в Петропавловской школе,
в 1852–56 —
в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки
у пианиста Ант. А. Герке.
В 1852 издано первое сочинение Мусоргского
— полька «Подпрапорщик» для фортепиано.
По окончании школы произведён
в прапорщики Преображенского полка.
В 1858 вышел
в отставку. Впоследствии
из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления
(1863–67), Лесного департамента
и в ревизионной комиссии Государственного контроля
(1868–80). Мусоргский выступал
в концертах как пианист (солист
и ансамблист).
В 1879 совершил концертную поездку
по югу России
с певицей Д. М. Леоновой,
с 1880 был аккомпаниатором
в открытой ею школе (курсах) пения.
Решающее воздействие
на художественное развитие Мусоргского оказало знакомство
(1856–57)
с А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым (под руководством последнего Мусоргский начал серьёзно заниматься композицией), В. В. Стасовым. Мусоргский становится постоянным участником Балакиревского кружка
— «Могучей кучки», провозгласившего своей целью борьбу
за национальное искусство. Уже
в сочинениях конца
50-х — начала
60-х гг. (хоровые произведения,
в т. ч. хор
из музыки
к трагедии «Царь Эдип» Софокла; оркестровые, фортепианные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности.
К середине
60-х гг. Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок
из народной жизни
(на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др.)
— «Светик Савишна», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке»,
«Спи, усни, крестьянский
сын», «Сиротка», «Семинарист» и др., которые, являясь «этюдами»
к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. Главное место
в творческих исканиях Мусоргского занимала опера.
В 1856 возник замысел
(не осуществлён) оперы
«Ган Исландец»
(по В. Гюго).
В 1863–65 работал над оперой «Саламбо»
(по роману Г. Флобера,
не окончена). Смелым экспериментом
в области декламационной оперы явилась его «Женитьба»
(на неизменённый текст комедии Н. В. Гоголя, 1868,
не окончена). Эти работы подготовили Мусоргского
к созданию одного
из величайших творений
— народной музыкальной драмы «Борис Годунов»
(по А. С. Пушкину
и Н. М. Карамзину,
1868–69;
2-я редакция 1872). Первоначально
не принятая Дирекцией императорских театров, опера была поставлена лишь
в 1874
(в 1873 исполнены
3 сцены
из оперы),
но с большими купюрами.
В 70-х гг. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой «Хованщина»
(на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского,
1872–80,
не инструментована)
и одновременно над лирико-комедийной оперой «Сорочинская ярмарка»
(по повести Н. В. Гоголя,
не окончена).
В эти же годы созданы вокальные циклы
на слова А. А. Голенищева-Кутузова
«Без солнца» (1874), «Песни
и пляски смерти»
(1875–77),
а также «Детская»
(слова Мусоргского, 1872), романсы
на слова А. К. Толстого (1877), фортепианный цикл «Картинки
с выставки» (1874).
После смерти Мусоргского «Хованщина» была завершена Н. А. Римским-Корсаковым, над «Сорочинской ярмаркой» работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи, В. Г. Каратыгин и др. Римский-Корсаков сделал новую редакцию «Бориса Годунова».
В 1920-х гг. проведена большая работа (П. А. Ламм, Б. В. Асафьев)
по восстановлению авторских редакций. Д. Д. Шостакович осуществил новые оркестровые редакции опер «Борис Годунов»
(1940)
и «Хованщина» (1959). Самостоятельный вариант «Сорочинской ярмарки»
(завершена, оркестрована) принадлежит В. Я. Шебалину.
Эстетические воззрения Мусоргского неразрывно связаны
с расцветом национального самосознания
в эпоху
60-х гг. 19 в.,
с идеями русских революционных демократов,
а в 70-х гг. —
с такими течениями русской мысли, как народничество и др.
В центре его творчества
— народ как «личность, одушевлённая единою идеею», важнейшие события отечественной истории,
в которых
с большой силой проявляются воля
и суд народа.
В сюжетах
из отечественного прошлого
он искал ответы
на современные вопросы. «Прошедшее
в настоящем — вот моя задача»,
— писал
он Стасову. Одновременно Мусоргский ставил своей целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание психологических музыкальных портретов.
Он стремился
к самобытному, истинно национальному стилю, для которого характерны опора
на русское крестьянское искусство, создание соответствующих духу этого искусства оригинальных форм драматургии, мелодии, голосоведения, гармонии и т. д. Однако музыкальный язык Мусоргского, продолжателя традиций М. И. Глинки
и А. С. Даргомыжского, отмечен столь радикальной новизной, что многие его находки были восприняты
и развиты только
в 20 в. Таковы,
в частности, многомерная «полифоническая» драматургия его опер, его свободно вариантные формы, далёкие
от норм западноевропейской классики
(в т. ч.
от сонатности),
а также его мелодика
— естественная, «творимая говором»,
т. е. вырастающая
из характеристических интонаций русской речи, песни
и обретающая форму, соответствующую строю чувствований данного персонажа. Столь
же индивидуален гармонический язык Мусоргского, где элементы классической функциональности сочетаются
с принципами народно-песенной ладовости,
с импрессионистическими приёмами,
с последованиями звучностей экспрессионистического плана.
В дальнейшем творческие открытия Мусоргского
в области музыкальной декламации, гармонии привлекли внимание К. Дебюсси, М. Равеля и др. Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в.,
в т. ч. С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, Л. Яначек, О. Мессиан.
В 1968
в деревне Наумово (ныне Куньинского района Псковской области) открыт
Музей-усадьба Мусоргского.
Сочинения: Оперы
— Саламбо (1866,
не окончена), Женитьба
(1-е действие, 1868; досочинена
и оркестрована М. М. Ипполитовым-Ивановым, 1931, Москва; оркестровая редакция Г. Н. Рождественского, 1985), Борис Годунов (1869;
2-я редакция 1874, Петербург;
в редакции Н. А. Римского-Корсакова, 1896, Петербург;
в редакции Д. Д. Шостаковича, 1959, Ленинград), Хованщина
(1872–80; завершена
и оркестрована Римским-Корсаковым, 1883, постановка 1886, Петербург;
в редакции Шостаковича экранизирована
в 1959, постановка 1960, Ленинград), Сорочинская ярмарка (1880; завершена Ц. А. Кюи, 1917, Петроград;
в редакции В. Я. Шебалина, 1931, Ленинград); для оркестра
— скерцо (1858), интермеццо (1867), Ночь
на Лысой горе (1867), марш Взятие Карса (1880); для фортепиано
— Картинки
с выставки (1874;
в оркестровке М. Равеля, 1922); для хора
и оркестра — хор
из музыки
к трагедии «Царь Эдип» Софокла (1860), Поражение Сеннахериба (1867); для солистов,
хора
и фортепиано — Иисус Навин (1877); для голоса
и фортепиано — сборник Юные годы (1865), циклы Детская (слова Мусоргского, 1872),
Без солнца (слова Голенищева-Кутузова, 1874), Песни
и пляски смерти (слова Голенищева-Кутузова,
1875–77), песни
и романсы
на слова Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, Т. Г. Шевченко, А. В. Кольцова и др.,
на собственные тексты; записи
и обработки народных песен.
Модест Петрович Мусоргский
Modest Musorgsky
04.03.16 / 20:05
Добавить досье и галерею
Поделись с друзьями: