Эта прогрессив-рок-группа из Саутгемптона возникла в 1981 году на развалинах "The lens", где вначале играли готический панк гитарист Майк Холмс, клавишник Мартин Орфорд, басист Лес Маршалл и ударник Брайан Маршалл. В первый состав "IQ" вошли Холмс, Орфорд, Кэрмин Бранденелл (вокал, экс-"The lens"), Тим Эсау (бас, экс-"Eclipse") и Марк Ридаут (ударные, экс-"The lens"). Первый раз аудитория узнала о группе, когда в 1982-м вышел нехарактерный для коллектива трек "Beef in box", сделанный в духе "Human league". Чтобы быть поближе к успеху, команда перебралась в Лондон, однако по дороге потеряла вокалистку и барабанщика. Кэрмин отправилась обратно в Саутгемптон, а Ридаут вместе с Лесом Маршаллом организовал другой прогрессив-проект, "Jadis".
В "IQ" место у микрофона занял бывший участник "Delfin" Питер Николлс, а за ударными оказался Пол Кук ("Sex pistols" здесь ни при чем). В этом составе была записана первая работа, "Seven Stories Into Eight", изданная правда только на кассетах. В 1983-м музыканты разогревали "The enid" и "Twelfth night", а затем на волне возрождения прог-рока, тон которому задавали "Marillion", выступили хедлайнерами в легендарном "Marquee".
В том же году вышел в свет дебютный альбом, "Tales From The Lush Attic", выпущенный на собственные деньги группы. Журнал "Sounds" положительно отозвался об этом релизе, и воодушевленные музыканты принялись колесить по всей Англии, давая концерт за концертом. В 1985-м вышел еще один самофинансируемый альбом, "The wake". Восторги прессы и сравнения с "Genesis" привели к тому, что срочно был записан концертник "Living Proof", изданный как на аудио- так и на видеоносителях. Последовало британское турне, где "IQ" разогревали "Wishbone ash". Популярность группы росла, но по окончании гастролей заявил о своем уходе Николлс, собравшийся организовать свой проект под названием "Niadem's ghost". Замена ему быстренько нашлась в лице Пола Менела, дебютировавшего на "официальном бутлеге" "Nine In A Pond Is Here".
Совместные гастроли с "Magnum" не прошли даром, и на последующем диске "Nomzamo" звучание повернулось от арт-рока в сторону коммерческого харда. Но публика положительно отреагировала на эти изменения, а трек "Promises" надолго застрял в эфире немецких радиостанций.
Альбом "Are You Sitting Comfortably", как и его предшественник вышел на лейбле "Squawk", "дочке" "Vertigo". Особого успеха он не имел, в коллективе начались разногласия и после тура с "Mike and the mechanics" из "IQ" ушли Менел и Эсау, а сам коллектив был вышвырнут с лейбла. Чтобы как-то выйти из создавшегося положения на бас пригласили Леса Маршалла, а вокальные обязанности взялся исполнять Орфорд. Концертная деятельность ансамбля продолжилась, но была прервана внезапной смертью Маршалла. После продолжительного затишья "IQ" возобновили работу с вернувшимся Николлсом и новым басистом Джоном Джовиттом.
После выхода студийника "Ever" группа впервые выступила в качестве хедлайнеров в Америке на прог-фестивале в Лос-Анджелесе. Популярность коллектива росла год от года, и публика везде очень хорошо принимала музыкантов. В 1997-м на свет появился концептуальный фэнтэзийный двойник "Subterranea", а на следующий год альбом "Seven Stories Into '98", материал для которого был взят с первых кассет.
http://hardrockcafe.narod.ru/