София Ротару
Sofiya Rotaru
04.03.16 / 20:03
1947—1961: Детство и начало творческого пути София Ротару родилась 7 августа 1947, в семье бригадира виноградарей, второй из шестерых детей, в селе Маршинцы, Новоселицкого района, Черновицкая область, УССР. Из-за ошибки паспортистки, записавшей в паспорте 9 августа, день рождения празднуется дважды.[4]Отец Софии Ротару, пройдя всю войну пулеметчиком до Берлина, будучи раненым и вернувшись домой только в 1946 году, первым вступил в партию в селе. Старшая сестра Зина (родилась 11 октября 1942 года), перенесла тяжелую болезнь в детстве и потеряла зрение. Зина, обладая абсолютным слухом легко запоминала новые песни и научила Софию многим народным песням и став второй мамой, и любимым учителем. София Ротару сказала: «И мы все учились у нее — такая музыкальная память. А душа!» Зина, проводя много времени у радиоприемника, вместе с песнями выучила и русский язык. И научила ему братьев и сестер. Дома Ротару говорили только на молдавском. «Мама меня затемно будила, а я ужасно хотела спать. Она говорит: „А кто мне поможет?“. Всю дорогу я спала. К шести утра подъезжали. Надо было заранее место на рынке занять, все разложить. И только когда начиналась торговля, я приходила в себя. Мне было интересно. Возле нас всегда выстраивалась очередь, потому что мама была чистюля, ее знали и ждали. У нее были постоянные покупатели». В интервью, данном много лет позже, певица призналась, что теперь встаёт около 10 часов утра, ложась при этом после двух ночи. София Ротару не торгуется на рынке: «Это адский труд, — говорила она мужу, — не смей». Позже, в фильме «Где ты, любовь?», появится автобиографический эпизод где София Ротару доит корову. Будучи живой и подвижной София много занималась спортом, легкой атлетикой. Она стала чемпионкой школы по многоборью, ездила на областные олимпиады. На областной спартакиаде в Черновцах, она стала победительницей в беге на 100 и 800 метров. Позже, она исполнила без дублёров каскадёров роли в фильме «Где ты любовь?» проехав по узкой насыпи посреди моря на мотоцикле, а также в фильме «Монолог о любви», где она занимается виндсёрфингом в открытом море. Музыкальные способности Софии проявились очень рано. София Ротару начала петь с первого класса в школьном хоре, также пела в церковном хоре, но это не приветствовалось в школе. Ей даже пригрозили исключением из пионеров. В юности ее привлекал театр, она занималась в драмкружке и одновременно пела народные песни в художественной самодеятельности, брала в школе единственный баян и по ночам, когда гасла в доме керосиновая лампа, уходила в сарай, подбирала полюбившиеся мелодии молдавских песен. София Ротару сказала: «Трудно сказать, когда и как появилась музыка в моей жизни. Кажется, что она во мне жила всегда. Я выросла среди музыки, она звучала везде: за свадебным столом, на посиделках, на вечерницах, на танцах...» Её первым учителем был отец, который и сам в молодости очень любил петь, обладая абсолютным музыкальным слухом и красивым голосом. В школе София училась игре на домре и баяне, участвовала в художественной самодеятельности, выступала с концертами в окрестных сёлах. Особенно она любила домашние концерты. Шесть детей Михаила Фёдоровича, отца Софии Ротару составляли слаженный хор. Отец веря в большое будущее дочери, говорил: «Соня будет артисткой». 1962—1967: Начало карьеры и украинский поп-фолк Первый успех пришёл к Софии Ротару в 1962 году. Победа в районном конкурсе художественной самодеятельности открыла ей дорогу на областной смотр. За её голос земляки одарили её званием «Буковинский соловей». Голос юной певицы был уникальным в том, что будучи альто и спев оперные произведения как «Целуй меня крепче» на испанском (песня вошла в сборник «Ночь в опере»), она была первой поп-певицей кто пел речитативом, спев позже рок, рэп и джазовые произведения, как песня «Магазин Цветы». Первый успех пришёл к Софии Ротару в 1962 году. На областном смотре художественной самодеятельности в Черновцах в 1963 году она завоевала диплом первой степени. Как победительницу, её направили в Киев для участия в республиканском фестивале народных талантов (1964). В столице Украинской ССР Ротару вновь была первой. По этому случаю её фото было помещено на обложке журнала «Украина» № 27 за 1965 год, увидев которое в неё влюбился её будущий муж, Анатолий Евдокименко. После этого конкурса народный артист СССР Дмитрий Гнатюк сказал землякам: «Это ваша будущая знаменитость. Запомните мои слова». После победы на республиканском конкурсе и окончания школы в 1964-ом году, София твёрдо решила стать певицей и поступила на дирижерско-хоровое отделение Черновицкого музыкального училища, так как вокального факультета не было. В 1964 году София впервые спела на сцене Кремлевского Дворца Съездов. В это же время на Урале, в Нижнем Тагиле служил молодой парень из Черновцов — Анатолий Евдокименко, сын строителя и учительницы, у которого тоже «одна музыка» (как говорила мать Софии дочке) была в голове. Анатолий Евдокименко закончил музыкальную школу, играл на трубе, планируя о создании ансамбля. К нему в часть попал тот самый номер журнал «Украина» с фотографией красивой девушки на обложке, после чего вернулся и начал искать Софию. Он, будучи студентом Черновицкого университета и трубачом в студенческом эстрадном оркестре, открыл Софии эстрадный оркестр, так как до этого в сопровождении песен Ротару использовались скрипки и цимбалы. София Ротару выделяет и сегодня в своих концертных программах значительное место народным песням, в современных аранжировках, включая рэп («Червона рута» 2006 София Ротару и ТНМК). Первой эстрадной песней в исполнении Софии Ротару стала «Мама» Броневицкого. 1968—1973: Международное признание В 1968 году, по окончании училища, Ротару была делегирована в составе творческой группы в Болгарию на IX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, где она завоевала золотую медаль и первую премию в конкурсе исполнителей народных песен. Болгарские газеты пестрели заголовками: «21-летняя София покорила Софию». Так было оценено исполнение украинской народной песни «На камені стою» и молдавской «Люблю весну», а также «Степом» А. Пашкевича и «Валентины» Г. Георгице. Последняя песня посвящалась присутствовавшей в зале первой женщине-космонавту Герою Советского Союза Валентине Терешковой. Председатель жюри Людмила Зыкина сказала тогда о Ротару: «Это — певица с великим будущим…» После окончания музыкального училища, она стала преподавательницей. В том же 1968 году София Ротару вышла замуж за Анатолия Евдокименко, который заканчивая Черновицкий университет проходил практику в Новосибирске и был одновременно трубачом в студенческом эстрадном оркестре. Молодая семья провела медовый месяц в общежитии 105-го военного завода. Анатолий Евдокименко работал на заводе имени Ленина, а София Ротару готовила на всех еду, а по вечерам пела в клубе «Отдых». Молодожены уехали через 3 месяца. В одном из интервью София Ротару призналась, что через год нашего брака стала мечтать о ребенке. В тоже время у Анатолия Евдокименко были другие, творческие планы и он ещё продалжал учёбу. В то время они жили вместе с родителями в 2-х комнатной квартире, он не окончил еще университет. София Ротару слукавила: "Послушай, врач сказал, что я скоро стану мамой. Хотя на самом деле в положении я в тот момент не была — пришлось пойти на маленькую женскую хитрость. Толик покачал головой: «Ну что ж, хорошо». Он расслабился, потерял бдительность и стал ждать, когда родится наследник. Ребёнок родился через одиннадцать месяцев.- «Сейчас, я полагаю, что все сделала правильно, потом бы просто не успела — начались бы эти бесконечные гастроли». Перед родами она поспешила домой, чтобы погладить платье, в котором поехала с мужем в роддом, так как выглядеть потрясающе в любой ситуации было ее стилем жизни. 24 августа 1970 года родился сын Руслан. В 1971 году на «Укртелефильме» режиссёр Роман Алексеев снял музыкальный фильм о нежной и чистой любви девушки-горянки и донецкого паренька — «Червона рута» (Червона рута — название цветка, взятое из древней карпатской легенды. Рута цветет только в ночь на Ивана Купалу, и девушка, которой удастся увидеть цветущую руту, будет счастлива в любви). София Ротару стала главной героиней фильма. Песни композитора В. Ивасюка и других авторов исполняли также В. Зинкевич, Н. Яремчук и другие певцы. Картина имела значительный успех. После выхожа на экраны фильма София Ротару получила приглашение работать в Черновицкой филармонии и создать свой ансамбль, название которого появилось само собой — «Червона рута». В результате сотрудничества с композитором Владимиром Ивасюком был создан цикл песен, основанный на фольклорном материале и манере исполнения с использованием инструментария и аранжировок, свойственных поп-музыке 60—70-х годов. Это привело к огромной популярности Ротару в Украинской ССР. Оценивая роль Софии Ротару в популяризации песен Ивасюка, его отец, известный украинский писатель М. Ивасюк сказал перед многотысячной аудиторией земляков: «Мы должны низко поклониться молдавской девочке Соне, разнесшей по всему миру песни моего сына». Дебютным выступлением «Червоной руты» стало в Звездном городке у советских космонавтов. Именно там София Ротару и ансамбль «Червона рута» впервые заявили о себе как о незаурядных представителях целого направления советского эстрадного искусства, характерной чертой которого является сочетание в репертуаре и стиле исполнения элементов народной музыки с современными ритмами. Космонавт В. Шаталов от имени своих коллег пожелал ей больших успехов в песенном творчестве. За этой сценой последовали сцена Центрального концертного зала «Россия», Кремлёвского дворца и сцена театра эстрады. Внешняя сдержанность певицы, не оставлявшая место для суетливости и неоправданной жестикуляции. Это явилось началом широкого признания Софии Ротару. С 1971 года София Ротару ведет отсчет своей профессиональной творческой деятельности. Ее авторами стали В. Ивасюк, студент музыкального училища Валерий Громцев, руководитель ВИА «Смеричка» Левко Дутковский, а наставниками заместитель директора Черновицкой филармонии Пинкус Абрамович Фалик и его жена, заслуженная артистка УССР Сиди Львовна Таль. Фалик являлся в то время одним из крупнейших администраторов с международным признанием. До начала Второй мировой войны он был продюсером известной английской певицы Джери Скотт. Первая профессиональная программа «Червоной Руты» не была утверждена худсоветом, так как вместо тематики «любовь, комсомол и весна» она пела «Враги сожгли родную хату». Это не понравилось комиссии Министерства культуры и программу запретили. После звонка Фалика в Москву Червону руту, в обход всех запретов, включили в программу «Звезды советской и зарубежной эстрады» и ансамбль попал в компанию к немцам, болгарам, чехам, югославам. В Ташкенте люди принимали её за иностранку и после концерта расспрашивали, понравился ли ей Советский Союз, где она так хорошо научилась петь по-русски. В Грозном на стадионе во время исполнения, у певицы лопнула «молния» на спине, что заметили зрители. Певица придерживала платье пока один из зрителей не приколол булавку во время исполнения. Благодаря популяризации её творчества официальными советскими властями в качестве примера интернациональной советской культуры (этническая молдаванка исполняла песни на молдавском, украинском и русском языках), а также искренним симпатиям многомиллионной публики Ротару имела постоянную аудиторию на радио и телевидении, вела активную концертную деятельность. В 1972 году с программой «Песни и танцы Страны Советов» София Ротару и «Червона рута» участвовали в турне по Польше. В 1973 году в Бургасе (Болгария) состоялся конкурс «Золотой Орфей». Ротару получила на нём первую премию, исполнив «Мой город» Евгения Доги и песню на болгарском языке «Птица» Т. Русева и Д. Демьянова. 1973 год принёс ей и звание заслуженной артистки УССР. Песни в её исполнении «Кодры» и «Мой город» на молдавском языке были записаны в фильме «Весенние созвучия — 73». В 1973 году впервые выходит лауреатом в финал фестиваля «Песня года» с песней «Мой город» (на переведённой с молдавского русской версии). В 1974-м году завоевала первую премию на фестивале в Сопоте (Польша). 1974—1979: Новые авторы и молдавский лиризм Начиная с 1970-х годов песни в исполнении Софии Ротару постоянно становились лауреатами «Песни года». Они создавались в содружестве с лучшими композиторами и поэтами страны. Арно Бабаджанян написал «Верни мне музыку», Алексей Мажуков — «А музыка звучит» и «Красная стрела», Павел Аедоницкий — «Для тех, кто ждёт», Оскар Фельцман — «Только тебе», Давид Тухманов — «Аист на Крыше», «В доме моем» и «Вальс», Юрий Саульский — «Обычную историю» и «Осеннюю мелодию», Александра Пахмутова — «Темп», Раймонд Паулс — «Танец на Барабане», Александр Зацепин — «Совсем как на Земле», В. Мигуля — «Жизнь» и др. София Ротару была первой исполнительницей песен композитора Евгения Мартынова, таких как «Лебединая верность», «Яблони в цвету» и «Баллада о матери». Широко известна «патриотическая линия» в творчестве Ротару, такие песни как «Родина моя», «Счастье тебе, Земля моя» поправу считаются шедеврами патриотической советской песни. В 1974 году София Ротару окончила Кишинёвский институт искусств им. Г. Музическу и стала лауреатом фестиваля «Янтарный соловей» в Сопоте (Польша), где исполнила «Воспоминание» Б. Рычкова и «Водограй» Владимира Ивасюка. За исполнение польской песни из репертуара Халины Фронцковяк «Кто-то» (русский текст А. Дементьева) певица получила вторую премию. В творчестве наиболее важен для Софии Ротару контакт с публикой — известным приёмом является вхождение в зал и исполнение песен непосредственно со слушателями — с песней, а также с её создателями. В одном из интервью она сказала что «самое важное для певца — это признание публики, а награды никому не нужны». София Ротару сказала: «Я была первой исполнительницей многих песен одного из любимых мною композиторов Евгения Мартынова. Люблю его „Лебединую верность“, „Балладу о матери“. В моем репертуаре песни разных жанров, но почти всегда — драматический сюжет, драматическая мелодия. Песня для меня — маленькая новелла со своим миром чувств, драматургическим строем, героями». Альбом «София Ротару» 1974 года, а также музыкальный телевизионный фильм «Песня будет с нами» («Пісня буде поміж нас») очертили приоритеты творчества 70-ых певицы — лирика львовского композитора Владимира Ивасюка и драматические песни московского композитора Евгения Мартынова. Совместная работа Евгения Мартынова и поэта Андрея Дементьева «Баллада о матери» в исполнении Софии Ротару стала лауреатом телевизионного конкурса «Песня-74». Это драматическая история о незаживающих ранах давно отгремевшей войны, крик женщины, увидевшей на миг оживлённого киноэкраном своего навеки потерянного сына. Это исполнение проявило свойство драматизировать, по — театральному играть песню, что раскрыло новые качества песен и новые выразительные возможности певицы и будущей актрисы. В 1975-ом году, на фестивале «Песня-75» в финал вышли песни в исполнении Софии Ротару «Лебединая верность» и «Яблони в цвету». Песня «Смуглянка» была исполнена с югославским певцом Мики Ефремовичем. Через год, в финал фестиваля прошли песни «Верни мне музыку» и «Тёмная ночь». Вторая из них была исполнена с Анатолием Мокренко. В 1975-м году София Ротару вместе с ансамблем «Червона рута» переехала в Ялту. В 1975-ом году у певицы возникли проблемы с Черновицким обкомом Коммунистической партии Украинской ССР. Отец Софии Ротару, Михаил Фёдорович, был исключён из КПСС и уволен, а брат певицы — из комсомола и из университета, из-за того, что семья продолжала праздновать религиозный праздник Рождества Христова. В это же время, во время гастролей в Крыму, певица получила приглашение к переезду от Алексея Чернышёва, директора Крымской филармонии и Николая Кириченко, первого секретаря Крымского обкома, где София Ротару стала солисткой в том же году. По другой версии София Ротару переехала в Ялту из-за начавшейся астмы, так как была очень худа и действительно часто выступала, будучи простуженной, на холоде, давая по 3-4 концерта в день[6][7]. В 1976 году София Ротару стала Народной артисткой Украинской ССР и лауреатом премии ЛКСМУ им. Островского. В 1976-ом году мюнхенская фирма «Ariola-Eurodisc GmbH» (Sony BMG Music Entertainment) пригласила Софию Ротару, единственную певицу из СССР, для записи на студийный диск гигант. В 1978-ом был выпущена первый пробный сингл Deine Zärtlichkeit, состоящий из двух песен на немецком языке — Deine Zärtlichkeit (Твоя нежность) и Nachts, wenn die Nebel ziehen (Ночью, когда растилаются туманы), записанные композитором Михаелем Кунц и Этони Мон, которые в то время начинали также работать с Амандой Лир, Карелом Готтом. В конце 70-ых прошли оглушительные[8] гастроли в Европе: Югославия, Румыния, ГДР, ФРГ, Западный Берлин. Только осенью 1979-года София Ротару дала более 20 концертов в Мюнхене и других городах. Западногерманская фирма предложила выпустить диск с итальянскими и французскими песнями. Итальянский язык Софии очень близок, так же, как и французский, языки принадлежащие к одной группе вместе с молдавским. В это же время из Госконцерта пришла директива петь только советские песни. Официальная информация о содержании сотрудничества с западной фирмой грамзаписи появилась только в середине 80-ых почти что через десять лет после выхода сингла, после того как началась перестройка. Из интервью «Московской правде», 13 марта 1979 года: — Мюнхенская фирма «Ариола», давшая всемирную известность Мирей Матье, Карелу Готту и многим другим зарубежным эстрадным певцам, пригласила Вас, кстати говоря, пока единственную певицу из СССР, для записи на большой диск. Расскажите об этой работе. — Уже выпущена первая пробная пластинка из двух песен на немецком языке. Сейчас я выезжаю вновь в ФРГ, в Мюнхен, где эта же фирма выпустит большой диск, куда войдут народные песни и песни советских композиторов. Но запись большого диска не состоялась, так как западные продюсеры предлагали Софии Михайловне записать большой студийный диск, куда помимо песен на немецком языке должны были войти французские, итальянские, английские, как например «Скажи, что любишь» Нино Рота из «Крёстного отца» на языке оригинала[9]. В 1977 году выходит очередной долгоиграющий альбом «Пісні Володимира Івасюка співає Софія Ротару» («София Ротару поёт песни Владимира Ивасюка») — пластинка ставшая символом в дискографии украинской эстрады, за которую певица получила премию ЦК ВЛКСМ. На «Песне-77» София выступила с песней «Чайки над водой» Е. Мартынова и А. Дементьева, на «Песне-78» — «Только тебе» О. Фельцмана и Р. Рождественского а также «Отчий дом» Е. Мартынова и А. Дементьева в дуэте с чешским певцом Карелом Готтом. В 1979 фирма «Мелодия» выпустила несколько альбомов в исполнении Софии Ротару: LP «Только тебе», LP «София Ротару». Студия «Ariola» выпустила долгожданный диск-гигант «Sofia Rotaru — Mу tenderness». По словам Софии Ротару, именно работа над грамзаписью безусловно помогает совершенствовать исполнительское мастерство, являясь великолепной возможностью слушать себя со стороны, делать критические выводы. Из композиций 1979 года выделяются песни композитора Давида Тухманова «Дадим шар земной детям» исполненная с детскими хоровыми коллективами и легендарная песня на стихи Роберта Рождественского «Родина моя». Исполнив последнюю песню, София Ротару стала первой в СССР исполнительницей в жанре рэп. Песня вызвала неоднозначную реакцию, вспоминая о ней на юбилейном вечере в 2000-ом году, Тухманов сказал «Тексты были коньюктурными, а эмоции — настоящими». София Ротару подчеркнула в одном из интервью, что в песне говорится исключительно о любви к родине. Также в 1979 году певица выпустила композиции Ж. Теодорович — «Crede mă» и Юрия Саульского — «Осенняя мелодия», А. Экимяна — «А с чем сравнить любовь?». Послдние две песни стали лауреатами Песни года в 1979 году. Песня «Осенняя мелодия» на стихи Л. Завальнюка является образцом лирического откровения. София Ротару удачно сыграла на контрасте песни статического сценического исполнения, но вместо тихого исполнения, спела «высокая тоска, не объяснимая словами», громко и пронзительно, расковывая таким образом манеру исполнения. В исполнении драматического этюда нет, но есть фрагмент исповеди, которую певица выносит на люди: «Кто не терял друзей и близких, Пусть посмеётся надо мной!» 18 мая 1979 года трагически погибает Владимир Ивасюк, в самый пик его популярности. Для Софии Ротару Ивасюк написал одни из лучших песен, которые включены певицей и сегодня в первое отделение её концертных программ. Песня «Червона рута» стала так называемой визитной карточкой Ротару, традиционно открывающей программы певицы, в разных аранжировках. София Ротару сказала об Ивасюке: «Второго такого композитора в Украине уже не будет». Загадка смерти Владимира Ивасюка до сих пор не раскрыта. После трагической гибели Ивасюка в 1979 г. в репертуаре певицы появляются ряд произведений композиторов из Молдовы (в частности, братьев Теодоровичей). После того как София Ротару прекратила сотрудничество с молдавскими авторами, в частности с Евгением Дога, последний в отместку активно распускал слухи о том что голос Софии Ротару собирают по нотам на компьютере[10]. Исполнение песен на разных языках дало почву к спорам о принадлежности Ротару к молдавской или украинской культуре. «Своей» её считали и в России, а в Армении даже был поставлен вопрос о присвоении звания «Заслуженной артистки Армянской ССР». При распаде СССР в 1991 году даже ходила шутка, что при переговорах в Беловежской пуще был поставлен вопрос о том, «как будем делить Ротару». Сама певица, проживающая всю жизнь на территории Украины (Маршинцы, Черновцы, Ялта, Киев), за исключением периода учёбы в Кишинёве, всегда позиционировала себя гражданином Украины, не отрицая своего молдавского происхождения.. 1980—1985: Взлёт актрисы и новые сотрудничества В 1980-ом году София Ротару выигрывает 1-ую премию на международном конкурсе в Токио за исполнение югославской песни «Обещание» и Орден «Знак Почёта». Певица продолжает экспериментировать над своим имиджем и появляется на сцене впервые среди отечественных женщин-артистов в брючном костюме, исполнив в этот раз песню в стиле хип-хоп «Темп» Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова. Песня «Темп» и «Ожидание» были написаны к Летним Олимпийским играм 1980, проводившимся в Москве и вошли в культурную программу Игр.[11] «Темп» также стал саундтреком к художественному фильму «Баллада о спорте» режиссёра Юрия Озерова. В 1980-ом певица снова проходит в финал Песни года, исполнив «Мой край» Н. Мозгового и «Ожидание» Ю. Саульского и Л. Завальнюка. В (1980-ом) году вышел фильм «Где ты, любовь?» (первоначальное название «Год призвания»), снятый на студии «Молдова-фильм», в котором, среди многих песен, певица исполнила песню «Первый дождь» без дублёра, проехав на заднем сиденье мотоцикла по узкой насыпи посреди моря. Согласно автобиографическому сюжету, сельская певица приглашена в ансамбль, вместе с которым выигрывает гран-при на международном фестивале с песней «Где ты, любовь?» Р. Паулса на стихи И. Резника. Фильм посмотрело около 22-ух миллионов зрителей в прокате. В этом же году вышел двойной альбом — «Песни из кинофильма «Где ты, любовь?»» с песнями из одноимённого фильма композиторов Е. Мартыновым, О. Фельцманом, А. Бабаджаняном, Д. Тухмановым. Композиция А. Мажукова «Красная стрела» стала дебютом молодого поэта Николая Зиновьева в 1980-ом году в эстрадном жанре. Песня была запрещена на Всесоюзном радио руководителем музыкальной редакции Геннадием Черкасовым из-за того, что ему не нравилось, как поёт София Ротару. Но поскольку премьера песни состоялась на телевидении, она успела стать известной даже без радиоэфира. В 1981-ом году фильм получил приз жюри за популяризацию песенного творчества советских композиторов на XIV Всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе по разделу художественных фильмов. Этот фильм стал первым опытом Софии Ротару в художественном кинематографе. Многие критики назвали эту роль провальной, тем не менее фильм завоевал зрительскую любовь, а песни прозвучавшие в фильме стали легендарными: «Красная стрела» (музыка Алексея Мажукова, стихи Николая Зиновьева), «Где ты, любовь?» (музыка Раймонда Паулса, стихи Ильи Резника), «Танец на барабане» (музыка Раймонда Паулса, стихи Андрея Вознесенского). Следующий этап творчества начался с поисками нового стиля — рок-музыкой и с фильмом «Душа» с «Машиной времени» 1981-го года с песнями А. Зацепина и А. Макаревича. Получив в Ялте первое предложение снятся в главной роли в фильме, София Ротару отказалась, так была больна и врачи не рекомендовали ей не только съёмки, но и дальнейшие выступления. Это подтолкнуло Александра Бородянского и Александра Стефановича на описание автобиографического сюжета о драматической ситуации в жизни певицы, о потере голоса, и раскрытии в этот момент её души (диалог на пирсе с пожилым человеком) с последующей переоценкой ценностей. Увидев новый переписанный сценарий, а также песни, написанные в совершенно новом для певицы стилем, София Ротару согласилась, более того, была согласна отказаться на некоторое время от концертных выступлений, чтобы сняться в фильме. Таким образом, фильм стал музыкальной мелодрамой, затрагивающей не только частную жизнь артиста и человеческие отношения, но и вопрос отношения к таланту и об ответственности таланта перед теми, для кого он творит. Партнёром Ротару по фильму стал актёр Ролан Быков, лирического героя сыграл ленинградский актёр Михаил Боярский, рок-группа «Машина времени» — новую группу певицы Виктории Свободиной. София Ротару сказала: — Режиссер предложил мне попробовать полностью сменить тот образ, в котором меня привыкли видеть на эстраде. Думаю, что картина может стать поворотной в моей творческой судьбе. Во всяком случае это эксперимент, на который я иду с радостью. И, как во время всякого эксперимента, трудно предположить, чем все закончится. Фильм посмотрели в прокате около 44 миллионов зрителей. В финал «Песни Года» в 1982-ом году София Ротару выходит с песнями «Melancolie» П. Теодоровича и Г. Виеру и «Вставайте!» Р. Амирханяна и Х. Закияна. В «Песню 1983» прошли песни «Счастья тебе, земля моя» Ю. Саульского и Л. Завальнюка и «А музыка звучит» А. Мажукова и Н. После концертов в Канаде в 83-м году София Ротару и её коллектив на пять лет стали невыездными. Официальной причины не было, но когда в Госконцерт приходили вызовы из-за рубежа, отказывали под предлогом того, что «такая тут не работает». Во время записи пластинки в Германии Госконцерт назначил ей ставку 6 рублей за минуту звучания. Немецкая сторона должна была заплатить 156 марок и перезвонила в Москву. На следующий день переводчица передала Софии Ротару: «Наш шеф решил сделать Вам маленький презент, потому что Москва повысить ставку не разрешает…» «Жалею об одном — что это выпало на молодые годы, когда так много можно было сделать», — сказала София Ротару. В 1983 году София Ротару дала 137 концертов в колхозах и совхозах Крыма. Колхоз «Россия» Крымской области и Министерство культуры Молдавской ССР выдвинули концертные программы Ротару 83-84 годов на соискание Государственной Премии СССР. В 1983 году Софии Ротару получила звание Народной артистки Молдавии. В этом же году во время прослушивания с поэтом Виеру специально написанной для неё композитором Кирияком мелодии, Ротару настояла на словах о романтике. Её поддержал муж и художественный руководитель Анатолий Евдокименко, и поэт написал, но о певице. Romantică — прилагательное на молдавском значит «романтическая». В 1984 году она представила "Romantică " на фестивале «Песня года». Эта песня входит в большинство сольных программ, в том числе последних. Второй исполненной песней стала «Не могу забыть» (композитора Д. Тухманова на стихи В. Харитонова). Певица исполняет её в драматическом образе мужественной медсестры Второй мировой войны. В 1984 году выходит LP «Нежная мелодия». Альбом стал возвращением к первоначальному имиджу с песней «Melancolie» («Нежная мелодия»). Зиновьева. В 1985 году София Ротару получила приз — «Золотой диск» Всесоюзной фирмы «Мелодия» за альбомы «София Ротару» и «Нежная мелодия» — самые продаваемые пластинки года в СССР, разошедшиеся тиражом более 1.000.000 экземпляров. В этом же году София Ротару награждается Орденом «Дружбы Народов». В финал «Песни-85» зрители вместе с певицей пели «Аист на крыше» Д. Тухманова и А. Поперечного и «В доме моем» Д. Тухманова и А. Саед-Шах. 1986—1989: Новая волна — европоп и хард-рок В середине 80-х годов в творчестве наметился определённый переломный период. Поисками новой эстетики творчества проникнут музыкальный фильм «Монолог о любви» (1986), в котором в отличие от предыдущего «Вас приглашает София Ротару» (1985) только композиция И. Поклада «Течёт вода» несёт прежний фольклорный характер и имидж колхозной девушки, ставшей звездой. В фильме «Монолог о любви» София Ротару исполняет песню «Amor» в качестве виндсёрфера в открытом море без дублёра. «Монолог о любви» — альбом вышедший в 1986-ом году с саундтрэками и песнями из одноимённого музыкальный фильма, стал последней работой Ротару с первоначальными украинскими композиторами. Ансамбль «Червона рута» вернулся к украинской песне и покинул певицу, что стало для Ротару и Анатолия Евдокименко, художественного руководителя «Червоной руты», большой неожиданностью. В одном из интервью София Ротару на вопрос журналиста «Когда-нибудь Вам было по-настоящему страшно?» ответила: «Когда меня предали. Это было связано с коллективом „Червона рута“, который Толик (А. Евдокименко — прим. Р. Ш.) в своё время организовал. Это был пик популярности, когда нас носили на руках, когда на концертах машины поднимали. Ребятам показалось, что они могут рассчитывать на успех и без меня, что я неправильно к ним отношусь, не тот репертуар, что они получают мало денег… Когда мы с Толиком (А. Евдокименко — прим. Р. Ш.) уехали на родину, они собрались и решили, что мы им не нужны. Они ушли со скандалом и с именем „Червона рута“.» Резкое изменение направления творчества Ротару произошло после начала сотрудничества с композитором Владимиром Матецким в 1986 году. Уже появились «Лаванда» и «Луна, луна» москвича Владимира Матецкого — две самые популярные песни СССР в 1986 году. Совместный альбом Ротару и Матецкого «Золотое сердце» были записаны уже с московскими студийными музыкантами. София Ротару перешла к композициям стиля европоп («Было, но прошло», «Луна»), вплоть до элементов хард-рока («Время моё», «Только этого мало»). Матецкий и его соавтор поэт Михаил Шабров практически монополизировали право на сотрудничество с Ротару в течение последующих 15 лет, производя талантливые работы, в большом количестве вошедшими в концертные программы 1990—2000 гг. и становившимися популярными за счёт харизматической личности Ротару и её незаурядных вокальных данных. Начало этому сотрудничеству положила песня «Лаванда», написанная В. Матецким в 1985 году для её дуэта с Яаком Йоалой и до сих пор не потерявшая своей популярности. За «Лавандой» последовали «Луна, луна», «Было, но прошло», «Дикие лебеди», «Хуторянка», «Засентябрило», «Лунная радуга», «Звезды как звезды», «Ночной мотылёк», «Золотое сердце», «Жизнь моя, моя любовь» и многие другие. Активная гастрольная деятельность и постоянное присутствие в музыкальных эфирах привели к тому, что к концу 80-х годов объективно Ротару стала лидером советского песенного искусства. 11 мая 1988 года Софии Ротару за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства присвоили звание Народной артистки СССР. Вместе с тем, переход на русскоязычный репертуар вызвал определённое отторжение на Украине. Обвинения в предательстве национальной культуры, кроме общего роста национализма активно подогревались советскими государственными продюсерскими структурами, филармониями и концертными объединениями, терявшими в ходе экономических реформ контроль над финансовой стороной концертной деятельности Ротару. Во избежание масштабных провокаций, Ротару отказалась от участия в фестивале «Червона рута», проводившегося на её родине в 1989 году. В конце 80-ых годов обострившиеся межнациональные отношения привели к тому что в 1989 году на сборном концерте во Львове[12] на стадионе «Дружба» присутствовавшая часть зрителей, настроенная против Софии Ротару, встретила певицу плакатами «София, тебя ждет кара!» и свистом, что привело к столкновениям с её поклонниками. Тем не менее София Ротару продолжает петь украинские песни и постоянно включать их в первые отделения концертных программ. Новыми песнями этого периода на украинском языке стали произаедения Н.Мозгового («Край», «Минае день»), А.Близнюка («Эхо верности»), Е.Рыбчинского («Тече вода»), Ю.Рыбчинского («Бал разлучённых сердец»), и сегодня — Р.Квинты («Чекай», «Одна калина», «Туман»). В то же время ею была подготовлена и представлена зрителю в 1991 году новая программа, наполовину состоявшая из ремейков песен Ивасюка и других известнейших украинских композиторов и поэтов на украинском языке, в частности, «Червона рута», «Черемшина», «Кленовий вогонь», «Край», «Сизокрилий птах», «Жовтий лист», ставших классикой украинской эстрадной песни, после чего подобные обвинения рассыпались. В 1991-ом году вышла следующая работа Ротару и Матецкого — LP «Караван любви» (1991 год, фирма «Sintez Records», Рига, Латвия). Одновременно с альбомом вышел одноимённый музыкальный телефильм и концертная программа Золотое сердце, ставшая последней программой певицы в СССР, в 1991 году союзного государства не стало, а Ротару не могли поделить между собой Россия, Украина и Молдавия. Распад Союза отразился на географии поездок Софии Ротару. Министерство культуры СССР обязало артистов совершать гастроли по горячим точкам. Отказавшись в начале, Ротару, подготовила программы «Друзья остаются друзьями» и «Караван любви» представленные в Вильнюсе, Риге, Таллинне, Тбилиси, Баку и Ереване. Концерты проходили в помещениях с отсутствующей инфраструктурой, что привело к воспалению лёгких. София Ротару сказала «Меня предупреждали: не спускайся в зал, мало ли что. Даже охрану приставили. А я считаю: с чем к человеку идёшь, тем он тебе и отплатит». В конце 80-х, участвуя в сборном концерте, София Ротару обратила внимание на выступление балета «Тодес» и пригласила к сотрудничество. «Тодес» — это сложный элемент в фигурном катании. В танцах шоу-балета много сложнейших элементов, присутствуют различные жанры: от танго до брейка. Женские участницы — из Риги, их партнёры коллектива из Ленинграда. Танцы «Тодеса» сделали её пе
Добавить досье и галерею
Поделись с друзьями: