Звёзды.ru
Музыка
Добавить в закладки

«Если вам достаточно 60–70 баллов, это не к нам»: филолог Вероника Смолер рассказала о ЕГЭ, новом времени и финансовых потоках

09.03.23 / 15:41
Экзамены — это особый период.

«Если вам достаточно 60–70 баллов, это не к нам»: филолог Вероника Смолер рассказала о ЕГЭ, новом времени и финансовых потоках
В это время все ученики начинают верить в приметы, всевышнего и удачу. Но они не помогут, если у школьников нет знаний по конкретному предмету и смежным в том числе.

Филолог, преподаватель русского языка, детский психолог, основатель онлайн-школы RUSSMO по подготовке к ЕГЭ и главный эксперт проекта Alfa-tutor по личному бренду и масштабированию Вероника Смолер в недавнем интервью рассказала, чем ученики нового времени отличаются от предшественников, какие ошибки допускают родители при подготовке к ЕГЭ и как обычный учитель может пробить финансовый потолок.

«Если вам достаточно 60–70 баллов, это не к нам»: филолог Вероника Смолер рассказала о ЕГЭ, новом времени и финансовых потоках


Расскажите, как выбрали профессию филолога? Что подтолкнуло?

Хочу сразу разграничить: есть понятия филолога и учителя по русскому языку. Первый — это ученый, а второй — педагог. Я всегда мечтала быть не филологом, а именно учителем русского языка и литературы. Со второго класса мне безумно нравились эти дисциплины. Нам выдавали учебники на лето, и я до начала учебного года за три месяца каникул изучала их от и до. Потом на уроках весь год сидела и скучала, так как знала абсолютно все. Еще и поэтому некоторым учителям со мной было непросто: им приходилось давать мне задания сложнее. Тем не менее я училась на «пятерки» и «четверки», периодически попадая впросак из-за невнимательности. Родители поддержали мой интерес к профессии учителя и отдали меня в филолого-педагогический класс в Алтайском педагогическом лицее. Там я проучилась два года у замечательных педагогов: я впитывала всю информацию как губка. И когда прошла без экзаменов в педагогическую академию, родители поступили со мной некорректно. Они заявили, что этот город для меня слишком мал и мне следует поехать в Новосибирск. Но вот беда: в Новосибирском государственном университете не было педагогики, только филфак, куда мне и пришлось поступить. Но я благодарна родителям за этот шаг. В итоге все сложилось наилучшим для меня образом.

Как ваши родители отнеслись к вашему выбору профессии?

Мой папа всегда говорил, что профессия — это мой выбор. Он никогда не противился и всегда понимал, что это мое. Мама, понятное дело, меня оберегала, но тоже поддерживала. Единственно, жена моего дяди (филолог по образованию и преподаватель), услышав о моем стремлении стать учителем, попыталась отговорить меня. На своем примере она хотела доказать мне, что это не прибыльная профессия. Ее попытки сбить меня с пути порядком напрягали. Но для себя я четко решила, что смогу зарабатывать на любимом деле.

Почему пришло решение открыть собственную школу?

Долгая история. Я была замужем, и мой супруг увез меня в Европу (я жила в Швеции пять лет). Английского языка я не знала, соответственно, в общении была ограничена. Русскоговорящие ребята мне тоже попадались, но они, мягко говоря, были не моего уровня. Это нисколько не высокомерие. Просто я привыкла, будучи ученым, общаться с такими же людьми. А в Швеции мне попадались собеседники, которые с трудом могли связать два слова (они были из постсоветских республик, и русский не был их родным языком). Либо же у нас была большая разница в возрасте и в интересах соответственно. Мне было слишком сложно с ними коммуницировать, поэтому от них я дистанцировалась. При этом я понимала, что если буду делать вид, что все хорошо, то моему браку очень скоро придет конец. Также я безумно скучала по России и решила, что создание русскоязычного онлайн-продукта будет отличным вариантом. Тогда я начала работать семь дней в неделю по двенадцать часов в день, а через полгода попала в больницу: организм просто не выдержал. Плюс ко всему я располнела от сидячего образа жизни: весила около 100 кг. Конечно же, это не лучшим образом повлияло на мое состояние в целом и на мой брак в частности. Пришло осознание: нужно что-то менять. Я понимала, что не могу обучать учеников, которых становилось все больше и больше. И я начала развивать свой инстаграм: запустила мини-группу на 10 человек, на 15 и так далее. Я поняла, что люди ко мне тянутся, а значит, мне пора задуматься о школе. Так и появилась моя школа RUSSMO.

«Если вам достаточно 60–70 баллов, это не к нам»: филолог Вероника Смолер рассказала о ЕГЭ, новом времени и финансовых потоках


Топ-5 принципов работы вашей школы

Первый принцип — это честность. Мы честны с учениками, коллегами, родителями, нашей аудиторией. Второй — дисциплина. Без четкой жесткой дисциплины никогда не будет результата. Третий — многогранность. Я вижу обучение не только как процесс передачи знаний. Я также внедряю психологию и коучинг. Поэтому наши ученики вырастают личностями, а не просто сдают хорошо ЕГЭ. Четвертый принцип — доверие. Без него невозможно работать и жить. Я доверяю ученикам, а они мне. Сообща мы приходим к результату. Пятый принцип — высокие показатели. Мы работаем на результат, поэтому, если вам достаточно 60–70 баллов, это не к нам. Я готова выкладываться на 100% для сильных учеников. Даже если ребенок слабый, но ему нужен высокий результат, я сделаю все и даже больше, чтобы он мог этого достигнуть.

Чем школьники нового времени отличаются от предшественников?

Во-первых, мы говорим о клиповом мышлении. Сейчас из-за обилия информации (тех же тиктоков и рилсов) наше внимание — неважно, взрослый вы или ребенок, — рассеивается. Мы не можем долго фокусироваться на информации. Если мы говорили раньше, что ученикам нужно сидеть на уроках или парах 45-60 минут, то сейчас этот промежуток должен сократиться до 20-25 минут. Дольше внимание детям удерживать трудно. Далее необходимо провести заминку. У меня на уроках мы запускаем физкультминутку либо слушаем музыку. Мне важно, чтобы ребенок передохнул. Второе отличие — желание показать свое «я». Если раньше для ученика учитель был всем и его мнение было законом, то сейчас ребенок, приходя к репетитору, начинает подвергать сомнению сказанное. И тогда ты начинаешь мериться компетенциями с его учителем, попутно тратя свое время и нервы. Третье отличие — привлечение внимания. Ученики нового времени легко могут сказать что-то вроде: «Вы не имеете права говорить, что женщины не могут нормально зарабатывать». Они постоянно говорят о феминизме, в их лексиконе проскальзывают такие понятия, как «мизогиния», «нетрадиционная ориентация», они устраивают дискуссии на этот счет. Из-за того, что у школьников психика неуравновешенна, они стараются слушать всех, но при этом не думают. Их главная задача — сделать так, чтобы на них обратили внимание. Если их не заметили, значит, день прошел зря. А это для них неприемлемо. Опять же это желание не вступать в конфликт, а оперировать угрозами: «Если вы мне сделаете что-то, то я расскажу об этом всем в своем телеграм-канале на 45 человек или запишу видео на YouТube». Нынешний учитель находится в таких условиях, что ни шаг влево, ни шаг вправо сделать нельзя. Плюс школьники в последнее время стали много времени проводить в соцсетях и активно применять нецензурную лексику, чтобы унизить учителя, показать ему, что он не понимает современного ученика. У педагога складывается мнение, что его работа никому не нужна. Соответственно, и желания делать что-то у него нет. Поэтому нам, репетиторам, приходится из кожи вон лезть, чтобы привлечь внимание ребенка. Некоторые занимаются клоунадой: едят бургеры во время занятий, обмазываются ими или преподают с носком на голове. Кто-то обсуждает политику, чтобы хоть как-то зацепить ребенка. А обычный учитель, который просто хочет донести знания, теряет позиции.

Какие основные ошибки допускают ученики (и их родители) при подготовке к ЕГЭ?

Первая и самая главная ошибка, которую допускают родители, заключается в том, что они не поддерживают своего ребенка. У них есть свои установки и идеалы, которые они хотят реализовать за счет ребенка. Когда ребенок говорит, что хочет пойти в творчество, они ему отказывают в реализации и отправляют учиться на экономиста. Получается, что ребенок страдает и бывает вынужден прибегнуть к помощи психотерапевта. У многих наблюдаются срывы из-за ЕГЭ. Также из-за отсутствия поддержки дети начинают выгорать. А когда ребенок жалуется маме и папе на большую нагрузку, те обвиняют его во вранье и лени. Конечно же, среди детей есть и те, кто откровенно «халявит», но не ко всем это относится. Многие из них даже обращаются к нам с просьбой помочь пообщаться с родителями.
Еще одна ошибка родителей — гиперопека. Когда нужно дать ребенку волю и хоть какую-то свободу в плане подготовки, они берут всю ответственность на себя. Решают с отпрыском домашние задания, просматривают учебные курсы. Если мы говорим про ошибки учеников, они часто недооценивают те предметы, которые могут помочь им подняться на более высокий уровень как личность. Так, некоторые дети игнорируют русский язык, мотивируя это тем, что идут на технические специальности. На самом деле благодаря русскому языку многие из них как раз поступают в вузы на бюджет. К примеру, сдать биологию на 100 баллов в разы сложнее, чем тот же русский. Но если ученик сдает русский на высший балл, а биологию с химией на 85 баллов, то он поступает на бюджет. Поэтому недооценивать предметы не стоит. Другая ошибка состоит в том, что ученики не умеют отдыхать. Многие из них уверены, что чем больше они будут учиться, тем лучшего результата добьются. Но из-за отсутствия отдыха становится только хуже. Плюс включается гиперответственность: в голове крутится мысль, что, если не сдать ЕГЭ, будущего у них нет. Они пребывают в перманентной тревожности. Получается так, что они не могут порадоваться даже хорошим результатам экзаменов. 98 баллов из 100 для них трагедия.

Какие советы можете дать родителям будущих выпускников: как мотивировать детей к учебе и хорошим оценкам?

На самом деле в хороших оценках нет никакого смысла. Они ничем не помогают при поступлении, только если речь не идет о золотой медали. В других же случаях на них не стоит обращать внимание. Тем более что в 11-м классе многие учителя знают, что ребенок, к примеру, сдает химию и биологию и литература ему не нужна. Тогда они изощряются: начинают требовать по 15 выученных стихотворений «к понедельнику». Логично, что у ребенка нет на это времени. Поэтому я бы посоветовала родителям не заострять внимание на оценках. Что касается мотивации к учебе, это прежде всего про поддержку. Каждый родитель должен с уважением относиться к выбору ребенка, проводить с ним время. Если он этого не делает, не вливается в его жизнь, то по итогу ребенок может поймать выгорание. Поэтому родителю так важно мониторить эмоциональное состояние отпрыска и разговаривать с ним. Причем это должны быть не дежурные разговоры, а беседы с погружением в ситуацию ребенка. Важно следить за тем, что происходит в его жизни, как он ест. Встречаются такие случаи, что девочки из-за сидячего образа жизни набирают лишние килограммы. Это чревато развитием РПП. Поэтому родители должны держать руку на пульсе. Ну и, конечно же, в идеале нужно дать ребенку возможность позаниматься с репетиторами, если финансы это позволяют. Знаю многих детей из обеспеченных семей, где родители настаивают на самообразовании. Якобы они учились без репетиторов, и ребенок должен действовать так же. Но это так не работает: программа сильно меняется, и подготовиться самостоятельно на высокие баллы невозможно.

«Если вам достаточно 60–70 баллов, это не к нам»: филолог Вероника Смолер рассказала о ЕГЭ, новом времени и финансовых потоках


Расскажите о своих достижениях в цифрах и фактах: чего добиваются ваши ученики?

Мое первое достижение — опыт: я занимаюсь преподаванием русского языка уже 13 лет. За это время обучила более 16 000 человек (индивидуальные и групповые занятия). Плюс ко всему я пять раз сдавала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов и 22 раза проходила обучение на эксперта ЕГЭ, являюсь сертифицированным ФИПИ экспертом ЕГЭ. Что касается моей школы, средний балл моих учеников на курсе в 2022 году — 93. В 2021/2022 учебном году я подготовила более 450 стобалльников. Мои ученики поступают в топовые вузы России (МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ, НГУ и проч.), а также в престижные зарубежные образовательные учреждения. Также в числе моих достижений — дополнительное образование: я прошла переподготовку по направлению «Психология (детский психолог)». Всем этим я очень горжусь.

Вы пять лет жили в Европе и преподавали русский как иностранный. Расскажите об этом этапе жизни

Сразу же сделаю оговорку: я преподавала дистанционно. Среди моих учеников были эмигранты из той же Германии и Нидерландов, чьи дети совсем не владели русским языком. Мне нужно было влюбить их в него. Плюс было время, когда я преподавала русский шведам, но это был короткий промежуток времени. Мне не нравится рассматривать русский язык с позиции иностранного. Я не могу всю его красоту передать в этом случае. Поэтому я очень быстро от этого ушла.

Считается, что учителя априори не могут получать много. Вы изменили этот стереотип. Дайте рекомендации вашим коллегам: как начать зарабатывать достойно, не предавая профессию

У многих учителей на подкорке сидит установка, что преподаватель должен быть бедным, а богатство — это плохо. Данный стереотип есть у большого количества россиян в голове. Генетическая память отсылает нас к периоду раскулачивания, когда у людей отнимали все. Но мы живем в совершенно иное время. Если мы говорим конкретно об учителях, то в первую очередь нужно помнить о том, что, кроме работы в школе, можно вести дополнительные занятия. Они оплачивается достойно. Например, можно стать репетитором. Также важно понять, что любого учителя, который станет «звездочкой» школы, будут ценить и премировать материально. И наоборот: если вы работаете спустя рукава, бонусов от руководства школы можно не ждать.

И еще очень интересно узнать ваши секреты коммуникации с учениками: как учителю стать своим и достучаться до каждого? Как сделать так, чтобы его предмет стал самым любимым у учеников?

Мне не очень импонирует выражение «стать своей». Это в любом случае будет выглядеть несколько наигранно. Разница с детьми у меня очень большая, и стать своей я для них не смогу. Но могу стать человеком, который будет вселять в них уверенность, надежду, спокойствие, любовь к любимому делу. На меня они будут ориентироваться, и я могу им стать примером в чем-то. Если я буду с ними честной, не буду бояться демонстрировать свои неудачи и удачи, делиться прошлым, своим опытом и перспективами, то они всегда будут ценить меня. Также нужно научиться просить прощение у детей, если вы не правы. Если вы не можете этого сделать, то любовь детей вам никогда не завоевать. Очень важно спрашивать советов у своих учеников. Если я советуюсь с ними, то всегда делаю выбор в пользу их совета. Мне важно то, что они предложили. Каждого ученика я называю своим ребенком. Они также чувствуют любовь заботу и тепло, но в то же время и жесткую дисциплину. Они четко понимают, что все знания, которые я даю, понадобятся им в будущем.

«Если вам достаточно 60–70 баллов, это не к нам»: филолог Вероника Смолер рассказала о ЕГЭ, новом времени и финансовых потоках


Очень часто среди преподавателей звучит мысль, что ЕГЭ не лучший способ мониторинга знаний. А вы как считаете? Не лучше ли вернуться к предыдущей экзаменационной системе?

Действительно, ЕГЭ не лучший способ мониторинга знаний, однако мы говорим здесь не о знаниях. Знания ученики должны были получать на протяжении 11 лет. Каждую четверть в школе проводились диктанты, контрольные работы, тестирования, которые и проверяли их познания. Если ребенок на протяжении всего обучения имел «тройки» и «четверки» (не из-за конфликта с учителем, а потому что действительно недоставало знаний), то с чего вы решили, что ЕГЭ, который можно просто прорешать, будет показателем его ума?! Понятное дело, что нет. Следовательно, нельзя говорить, что это идеальный вариант для мониторинга знаний. Да и классические экзамены не демонстрировали достоверный уровень знаний ребенка. Они тоже так или иначе нарешивались, заучивались. По факту любой ученик может сдать экзамен из прошлого, но это не дает гарантию, что он поступит в вуз. Не забывайте, что в каждой стране, к сожалению, есть коррупция. И это может быть еще одним шагом назад. Значит, талантливые дети, у которых нет денег, не смогут поступить в высшее учебное заведение. Попадут туда лишь те, у кого высокое материальное положение, что тоже не является правильным. ЕГЭ помогает нам сделать так, чтобы талантливые дети из глубинки смогли поступить в вуз без проблем, просто потому, что они отлично подготовились. Да, ЕГЭ не лучший способ мониторинга знаний. Именно поэтому я в своей школе учу детей думать. У меня есть слоган, который я взяла из своего университета в Новосибирске. Звучит он следующим образом: «Мы не сделаем вас умнее, но мы научим вас думать». В нашей школе мы действуем аналогично: дети знают, что я их учу думать, а не просто зубрить. Если бы это было не так, они бы не приглашали меня спустя годы на открытие собственных ресторанов, не делали бы меня крестной их детей. Все-таки человеческое отношение даже в ЕГЭ может быть важнее самих знаний. Но при этом знания, которые мы даем в нашей школе, никуда не пропадают. Мои ученики без проблем получают «автоматы» по культуре речи, тогда как у выпускников других онлайн-школ (где не учили думать) таких результатов нет.

Поделитесь планами на ближайший год.

Мы как преподаватели несколько иначе смотрим на ближайшие годы и делим их на учебные отрезки. Если мы говорим о моей школе, нам нужно закончить обучение в конце мая. Также я планирую 23 марта написать ЕГЭ по русскому языку — уже в который раз. А еще я хочу запустить бесплатную летнюю школу, куда буду приглашать как можно больше ребят. Моя задача — сделать так, чтобы даже те дети, у которых нет материальной возможности, могли бесплатно подготовиться по определенным темам на высокие баллы. Если мы говорим в целом, то, конечно, уже в сентябре у меня будет новый поток, новые ребята. Хочу учесть все ошибки этого года. Их было достаточно: каждый год не похож на предыдущий, ребята абсолютно разные, и с ними нужно по-разному работать. Поэтому тренеры, которые идут по накатанной, имеют результаты ниже других. Что касается моего второго проекта, планы грандиозные. Хочу, чтобы из каждого «чайника» трубили, что репетиторство — это престижно. Что быть богатым учителем — это нормально. Что есть люди, которые могут зарабатывать на своих знаниях. Самое важное — я хочу создать сообщество учителей-репетиторов, которые будут давать материал качественно, и тогда средний балл по русскому языку будет не 68, а 80–88 минимум. Это очень важно для меня, потому что, к сожалению, не все ученики готовы заниматься и получать знания. Также не все могут позволить себе репетитора, который будет владеть навыками и инструментарием, позволяющими преподавать качественно. Мне важно научить учителей быть номером один. Это моя мегазадача. Хочу создать альфа-тьюторов, которые, по замыслу, являются главными в стае. Это те люди, которые будут вести за собой учеников. Они будут заботиться о них, оберегать их и делать все для их результата.

«Если вам достаточно 60–70 баллов, это не к нам»: филолог Вероника Смолер рассказала о ЕГЭ, новом времени и финансовых потоках

← Деми Мур переехала жить к экс-супругу ... Это начал не ты: психолог Юлия Ивлиева ... →

Ключевые слова: Вероника Смолер

Количество просмотров: 130 923
Автор: zvezdi.ru

Автор фото: Пресс-служба

Поделись с друзьями:
Перейти в галерею